Бизнес не ради прибыли или как построить независимую медиакомпанию в Украине

Оксана Байло, коммерческий директор Ekonomika+, о причинах перехода из крупного в малый бизнес и новой модели независимой медиакомпании на украинском рынке

Ровно год назад я оставила "сытую" корпоративную жизнь и мир телекома ради работы в малом бизнесе в отрасли медиа и коммуникационного консалтинга.

За плечами у меня было десять лет опыта в работе с клиентами, из них — семь лет в продажах В2В. Я начинала свой пусть в телекоме оператором колл-центра первого мобильного оператора Украины UMC, выросла в эксперта корпоративных продаж МТС-Украина, три года занималась крупными национальными В2В проектами в компании Киевстар. Применить свой опыт управления крупными сделками и построения системы продаж мне повезло в качестве начальника отдела управления продажами В2В в штаб-квартире крупнейшей в стране компании фиксированной связи — Укртелеком.

В апреле 2016 года Ирина Рубис, СЕО и владелец Ekonomika+ предложила мне позицию коммерческого директора в своей компании. Возможность такой смены вектора показалась мне нетривиальной, амбициозной и не самой простой. Два месяца раздумий, пять встреч с Ириной, 15 дней размышлений, азарт и вера в свои силы, заставили меня решиться и попробовать себя в совершенно иной бизнес-формации.

Я пришла строить практически с нуля В2В продажи в медиакомпании, где отдел продаж, который испокон веков привыкли называть "рекламным отделом", только начинал использовать CRM, а 90% сделок закрывалось скорее по удачному стечению обстоятельств, чем прагматично срежиссированно.

Первое, что поразило меня (и до сих пор поражает) в компании из 40 человек штата, это то, что те проекты, которые от идеи до продакшена реализуют 2-3 человека, в крупной корпорации обычно делает целый департамент (а иногда и не один) из тридцати-сорока и более человек. В первые несколько месяцев я вообще не понимала, как может существовать бизнес (пусть и малый) без четко прописанных процедур и стандартов, выстроенных процессов, должностных инструкций, без HR в конце концов. Окунувшись с головой в несколько проектов, я поняла, что может, и поняла, почему может.

Я вывела 5 самых главных принципов, по которым в моем понимании бизнес может существовать и быть успешным даже в "хаосе".

  1. Команда единомышленников. Это когда люди (в первую очередь руководители) понимают, зачем они сюда пришли, чего хотят достичь для себя и для компании и имеют больше общих целей, чем своих личных.
  2. Общие ценности. Как бы банально это не звучало, но только имея и понимая общие ценности, команда становится командой, и независимо от "должностных инструкций" все работают не на процесс, а на результат.
  3. Харизматичный сильный лидер. Без сильного лидера бизнес не выживет, какая бы холократия в нем не была. Я отмечаю, что он должен быть обязательно харизматичным. Только так он сможет вдохновлять всех сотрудников и привлекать в компанию новых профи.
  4. BIG IDEA. Это уже не просто общие ценности, это большая, главная цель и, не побоюсь сказать, мечта, которая побуждает и мотивирует ходить людей на работу не только из-за денег.
  5. Коллектив. Даже имея общие ценности и единую BIG IDEA, люди могут не сойтись элементарно по характеру и жизненным приоритетам, поэтому очень важно, чтоб коллектив был "здоровым организмом", в котором просто не приживаются "вирусы" в виде отдельно взятых людей.

В крупном бизнеса эти пять принципов могут быть применимы к отдельно взятому отделу или департаменту, но точно не ко всей компании. Поэтому первый плюс малого бизнеса в том, что он или "способный выжить", или умирает быстро. Крупный бизнес при этом может жить долго, но в муках и агонии отдельно взятых "частей тела".

Второй и очень важный плюс малого бизнеса в том, что каждый сотрудник здесь — немного предприниматель. Особенно это касается ТОП-менеджмента компании. Никто не приходит на работу "от звонка до звонка" и понятие "ненормированный рабочий день" только здесь становится фактом, а не формальной записью в должностной инструкции. Здесь каждый руководитель в первую очередь думает о том, чтобы его сотрудники получили вовремя зарплату, а не о новой машине для себя или оплате обучения своих детей заграницей.

После того, как год назад мы вывели командой ценности компании и пожили с ними полгода, наш лидер — Ирина Рубис — объявила нам свои KPI на 2017 год, исходя из которых каждый написал свои. Главный смысл, который был заложен в каждый пункт — это не просто "выполнить план", а сделать то, от чего будут "дрожать коленки". Ибо это физиологически происходит на старте любого большого и амбициозного дела. Также Ирина четко обозначила свою позицию как собственника, которая, по сути, и до этого исповедовалась всей компанией, просто в один момент она была артикулирована и донесена всем: Ekonomika+ — это социальный бизнес. Одним из KPI всему ТОП-менеджменту компании была поставлена обязательная sustainability-составляющего всех крупных проектов, в том числе коммерческих. Имея на тот момент уже общие ценности и цели, все приняли эти "правила игры", потому что каждый их уже разделял.

Сегодня Ekonomika+ — это независимая медиакомпания, которая предлагает своим партнерам различный спектр услуг: от площадок СМИ ( Delo.UA, womo.ua, MMR.ua) и бизнес-ивентов до консалтинга в области general management, маркетинга и HR.

Во главе угла нашего бизнеса стоит не прибыль ради прибыли, а impact (к сожалению, слово при переводе, теряет смысл) достижения и реализация наших дерзких замыслов и планов наших партнеров, решения их бизнес задач, влияние нашего бизнеса и проектов на общую бизнес-экосистему в Украине. И, безусловно, наши ценности: свобода, смелость, ответственность.

Сейчас мы — ведущая медиакомпания в Украине, которая реализовывает комплексные В2В проекты для решения бизнес-задач. У нас больше не "рекламный отдел", а отдел В2В продаж. Мы выстраиваем отношения с партнерами не в духе заказчик-подрядчик, а в духе PWP (Partner WITH Partner). Мы хотим, чтобы наши партнеры росли вместе с нами, а мы могли расти с ними. И чтобы все это помогало украинскому бизнесу развиваться от малого до среднего и крупного, быть устойчивым, и поднимать экономику нашей страны. Это и есть наша BIG IDEA.

И немного о бренде работодателя. Меня часто спрашивают, как же я могла променять международные компании с дорогими, известными брендами, со сверхкомфортными условиями труда и прочими "прелестями" корпоративной жизни на малый бизнес, который, по сути, еще стартап? Да именно потому, что я шла к этим пяти принципам, и наконец нашла их. А имени и бренда компании, заметьте, в этих принципах у меня нет. Кроме того, я наблюдаю все больше, как это понятие стирается в наши дни. Состоявшемуся профессионалу уже не так важен бренд компании, как его личные принципы и цели, которые или совпадают с бизнесом или нет. Он может это чувствовать даже интуитивно. Личный бренд для многих на каком-то этапе карьеры уже становится важнее бренда работодателя. Именно поэтому все больше людей, желающих развиваться и выходить из пресловутой зоны комфорта, достигнув уже определенного опыта, уходят из корпораций в стартапы и малый бизнес. Конечно, это далеко не для всех, здесь нужно точно понимать, чем ты можешь пожертвовать и готов ли к этому. И да, это риск. Кому-то риск — это минус, а кому-то — возможность. Но кто не рискует, тот не пьет пятизвездочный коньяк.

Говорят, если жизнь подкинула тебе кислый лимон, сделай из него лимонад. Я же предпочитаю резать его дольками, запивая коньяком.