- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Бизнес перестает экономить на мобильной связи
, доходы компании «Киевстар» увеличились на 4% относительно I квартала 2009 года, «МТС» — на 5,6%, «Украинских радиосистем» (ТМ Beeline) — на 6,8%, а «Астелита» (ТМ life:)) — на 8,7%. Как отмечают в телекоммуникационных компаниях, увеличение доходов напрямую связано с восстановлением роста сегмента корпоративных абонентов.
Экономия закончилась
С началом кризиса осенью прошлого года корпоративные абоненты начали массово снижать расходы на мобильную связь. «Среди 450 наших крупнейших клиентов около 40% в числе первоочередных мер по оптимизации затрат назвали сокращение расходов на мобильную связь», — объясняет ситуацию начальник департамента по работе с бизнес-сегментом «МТС-Украина» Дмитрий Пономаренко. Бизнес-абоненты активно пересматривали индивидуальные лимиты на связь, закрывали определенные направления звонков (например, международные или звонки на другие мобильные сети), отказывались от оплаты мобильной связи некоторых сотрудников, временно блокировали часть мобильных номеров.
«Пик сокращений уже миновал, часть компаний стали отходить от шока и набирать новых специалистов, которые необходимы для развития бизнеса. Дно пройдено, и уровень потребления услуг в корпоративном сегменте стабилизировался. Часть операторов запустили новые продукты, которые позволили им увеличить ARPU (доход с одного абонента. — «ДЕЛО») корпоративного сегмента уже по итогам II квартала», — говорит директор аналитического департамента инвесткомпании «Сократ» Константин Степанов.
Так, в компании «Киевстар» запустили линейку новых тарифных планов для малого и среднего бизнеса: «Все просто», «Бизнес 10», «Бизнес 50», «Бизнес 100». Их особенностью стало отсутствие платы за соединение и 30%-ное снижение тарифов. Оператор также внедрил услугу кредитования для бизнес-клиентов, которая позволяет им пользоваться услугами связи даже при отрицательном балансе.
В «МТС» утверждают, что компании удалось обеспечить относительно стабильный уровень потребления услуг связи в первом полугодии, а также добиться лишь незначительного сокращения корпоративного сегмента благодаря специальным антикризисным предложениям. В частности был запущен тарифный план «Антикризисный», ориентированный на тех сотрудников компаний, которые были вынуждены переходить с корпоративной на частную форму обслуживания. «Благодаря «Антикризисному» мы сохранили большое количество абонентов, для которых на какое-то время стало затруднительным оплачивать услуги мобильной связи, — в нем нет никаких обязательных платежей, абонплаты и платы за соединение», — поясняет Дмитрий Пономаренко.
«Астелит» в этом году также обновил линейку тарифов для корпоративных абонентов. В частности запустил гибкий тарифный план с абонплатой в размере 10 грн., ориентированный на малый и средний бизнес, и предложил своим абонентам два безлимитных тарифных плана.
В целом, по мнению участников рынка, доходы мобильных операторов от корпоративных клиентов по итогам 2009 года снизятся на 15-20%. В то же время уменьшение доходов от голосовой связи может быть компенсировано другими видами услуг.
Новые горизонты
Компенсацией для операторов стало предоставление конвергентных услуг (объединение фиксированной и мобильной голосовой связи). «Мы наблюдаем рост объемов использования целого ряда сервисов, позволяющих оптимизировать расходы, например, массовой рассылки SMS. Более популярными стали, к примеру, услуги, позволяющие объединить фиксированную и мобильную связь, которые, по нашим оценкам, позволяют экономить до 40% на корпоративных коммуникациях», — отмечают в компании «Астелит» (ТМ life:)). Эту тенденцию подтверждают и в компании «МТС». «Сейчас можно говорить уже не просто о стабилизации, но о росте доходов в корпоративном сегменте. Драйвером роста в корпоративном сегменте будут выступать конвергентные услуги, которые мы уже оказываем своим клиентам», — говорит Дмитрий Пономаренко.
При этом наиболее перспективной в плане дальнейшего роста подключений является группа малого и среднего бизнеса. «По результатам полугода наблюдался постепенный рост подключений как в сегменте малых и средних предприятий, так и в крупном бизнесе. Количество наших бизнес-клиентов увеличилось на 15%», — говорит руководитель сегмента малых и средних предприятий компании «Киевстар» Евгений Кражан.
Возможность закрепиться
Начавшаяся в начале года повальная корпоративная мода на экономию на связи привела к тому, что операторы второго эшелона, чьи позиции в корпоративном секторе традиционно слабы, получили шанс их упрочить. «Финансовая нестабильность, с которой столкнулись многие отечественные компании, и стремление к экономии сыграли в нашу пользу. Многие компании, которые не задумывались об изменении оператора ранее, обратили свое внимание на наши предложения. Мы наблюдаем приток абонентов в этом сегменте, особенно в регионах. В I квартале текущего года мы подключили в 3,7 раза больше линий, чем за аналогичный период прошлого года, эта же тенденция сохранилась и во II квартале», — утверждает главный исполнительный директор компании «Астелит» (ТМ life:)) Тансу Еэн.
Такая тенденция объясняется тем, что корпоративные клиенты в первую очередь пытаются уменьшить расходы, оставив при этом объем потребляемого трафика на докризисном уровне. «Когда клиенты видят реальную экономию, они готовы говорить о смене оператора. Именно те операторы, которые готовы продвигаться в этом сегменте более агрессивно, смогут отвоевать долю рынка у конкурентов», — утверждает Александр Баринов. «В настоящий момент Beeline и «Астелит» проявляют больше инициативы в этом направлении. Если конкуренты направляют усилия на удерживание своих клиентов, то мы — на привлечение, что проявляется в предложениях, которые делаются рынку», — говорит гендиректор компании «УРС» (ТМ Beeline).
Корпоративный сегмент является ключевым для всех мобильных операторов. Корпоративные абоненты тратят на связь в разы больше, чем частные. Так, по итогам 2008 года на бизнес-абонентов пришлось около 40% доходов мобильных операторов, которые, по данным Госкомстата, составили 29,6 млрд. грн.