Благодаря инвестициям в $9 млн, мы смогли наладить экспорт в 12 стран ЕС — глава "Мондэлис Украина"

Андрей Самусенко, коммерческий директор "Мондэлис Украина", рассказал, что происходило на кондитерском рынке в 2016 году и каким образом компания выходит на новые для себя рынки
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Андрей, продукция компании представлена сразу в нескольких категориях, в частности, кондитерка, бисквиты, снеки и жевательная резинка. Какая ситуация в этих категориях?

В целом 2016 год можно считать достаточно успешным — впервые за последние три года ключевые для нас рынки остановили падение или существенно сократили его темпы в объемах, а также выросли в деньгах. Ситуация по четырем ключевым для нас категориям более-менее схожа.

В целом по рынкам падение продаж было существенным в первой половине 2016 года. К концу года общая картина улучшилась. Можно подытожить, что 2016 год мы заканчиваем на уровне 2015 года, что дает основания с оптимизмом смотреть в 2017-й.

То есть, мы можем говорить, что объем продаж в 2016 году сравнялся с показателями 2015 года?

В денежном измерении — да. Но если говорить о тоннах, то в 2016 году объемы продаж все же ниже 2015-го.

Мы начали 2016 год на уровне 70% продаж к прошлому году, заканчиваем — на уровне 90%. Ситуация схожа по ключевым для нас категориям

Мы однозначно видим признаки оздоровления рынков. Девальвационные и инфляционные процессы замедлились, что дает нам возможность прогнозировать рост уже в следующем году.

Для кондитеров четвертый квартал — самый "жаркий" период года. Оправдались ли ваши прогнозы?

Да, оправдались. При этом мы ориентируемся не только на восстановление рынков, но и на запуск новых продуктов. В 2016 году в кондитерке мы успешно запустили несколько новинок, также начали производить в Украине печенье Oreo. За счет этого, например, мы ожидаем, что категория бисквитов в "Мондэлис" будет расти в 2017 году с опережением рынка.

А разве Oreo раньше не было на украинском рынке?

Было, мы выводили печенье на украинский рынок, но это был импорт, и в силу ряда обстоятельств мы его приостановили. В 2016 году бренд Oreo вернулся, но уже с локальным производством на нашей фабрике в Тростянце. Более того, мы начали производить печенье Oreo thins для Европы.

На фабрике было установлено новое оборудование, расширено производство. Инвестировав $9 млн, мы начали поставки в 12 стран ЕС и добавим 6 стран Персидского залива в 2017 году

Как изменились за год объемы производства на фабрике в Тростянце?

Объемы производства фабрики растут за счет увеличения экспорта. В 2015 году мы получили сертификат Халяль и начали экспортировать продукцию в страны арабского мира. В 2016 рост объемов производства Тростянецкой фабрики — в пределах 10%. В следующем году мы планируем удвоить темпы прироста.

Сколько приходится на экспорт?

Где-то четверть продукции идет на украинский рынок и три четверти экспортируется. Доля экспорта в производстве Тростянецкой фабрики в 2016 году в сравнении с предыдущим годом выросла на 10%. Если раньше ключевыми странами для экспорта были рынки СНГ, то в связи с введением эмбарго между Россией и Украиной и экономической нестабильностью мы искали новые возможности для экспорта. Наши рынки сбыта условно можно разделить на Украину и Евразию (Беларусь, Молдова, Центральная Азия, Кавказ), Россию, Европу, Турцию и страны Персидкого залива. Поставки в страны Евразии составляют порядка 35% нашего экспорта. В 2016-м выросли поставки в Турцию и страны Персидкого залива, сейчас каждое из направлений составляет около 10%. Что касается Европы, то поставки только начались. Доля экспорта в Европу в 2017 году, согласно нашим планам, вырастет в несколько раз.

Компания экспортирует в Европу только печенье Oreo thins ?

Да, из готовой продукции только Oreo thins. Оно несколько отличается от привычного Oreo, которое представлено в Украине — более тонкое. Еще мы экспортируем тертое какао в Грецию.

Поставки в ЕС только начинаются. У нас уже разработан трехлетний план

В начале следующего года мы анонсируем детали, куда и как будем дальше экспортировать. Могу только сказать, что планы у нас амбициозные.

То есть, можно ожидать дополнительных инвестиций в производство в следующем году?

Они точно будут, но я пока не могу раскрывать детали.

Экспорт в ЕС стал возможен благодаря подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС?

Это один из факторов, который упростил выход компании на европейские рынки. В 2016 году мы, например, получили статус уполномоченного экспортера тертого какао в ЕС, что позволяет экспортировать товар, не получая каждый раз сертификат ЕВРО-1, и предоставляет право воспользоваться преференцией по пошлине.

С другой стороны, выход на рынки ЕС — это результат глобальных трансформаций в компании. Ранее "Мондэлис Украина" была частью региона, который включал Восточную Европу, Ближний Восток и Африку. Теперь мы входим в регион "Мондэлис Европа" как Восточная Европа со странами Евразии, Россией и Турцией.

Ну и, конечно же, один из ключевых факторов — эффективность. Наши фабрики одни из наиболее эффективных глобально в корпорации Mondelēz International, что делает их привлекательными для инвестирования и развития экспортного потенциала.

Экспортирует ли компания продукцию в Россию?

Все зависит от продукта. Если мы говорим о кондитерском рынке, то ранее мы завозили в Россию в основном сырье — какао-массу. В связи с введением эмбарго между Россией и Украиной мы переключились с экспорта полуфабриката на экспорт готовой продукции для других стран.

При этом продолжаем экспортировать в Россию чипсы с нашей фабрики в Старых Петровцах. Эта категория не подпала под эмбарго

Ранее мы также импортировали жевательную резинку из России, с 2016 года поменяли географию поставок.

Возвращаясь к теме чипсов, сколько приходится на экспорт, сколько на внутренний рынок?

Где-то 50 на 50. Половина — на украинский рынок, еще 50% — Россия, Беларусь, Молдова, Грузия. Объемы производства в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросли примерно на 5% за счет увеличения экспорта в страны Евразии.

Вы отметили, что компания продолжает экспортировать продукцию в страны СНГ. Как решаете проблемы с запретом транзита через Россию?

Конечно же, мы столкнулись с этими проблемами, как и другие производители. Решаем проблемы по мере их поступления с помощью возможных альтернативных вариантов. Часть продукции поставляем через Беларусь, еще часть — морем в Грузию, а потом через Азербайджан и Казахстан в другие страны Евразии. Это занимает больше времени, требует больше ресурсов, но объемы поставок мы не сократили.

Импортируете ли вы в Украину какую-то продукцию?

Доля импорта несущественная. В Украине нет только производства жевательной резинки Dirol и леденцов Halls, поэтому эта категория — 100% импорт из Польши и Турции соответственно.

В кондитерке доля импорта составляет 12%, в бисквитах — 3%, то есть в этих категориях импортируются только отдельные позиции, которые не производятся в Украине

Насколько болезненной для компании была потеря Крыма и части Донбасса? Какая доля продаж приходилась на эти регионы?

Конечно, болезненно, как и для любого другого бизнеса. На эти регионы приходилось порядка 10% продаж. Мы это пережили и сделали все, чтобы минимизировать падение продаж. В первую очередь, за счет экспорта.

Я так понимаю, сейчас в Крым поставляется продукция Mondel ē z International российского производства?

Следуя Акту поддержки свободы Украины от 18 декабря 2014 года, подписанного Президентом США, мы как часть американской корпорации не поставляем продукцию в Крым. Есть ли фактически в Крыму наша продукция, мы не можем ручаться, ведь ее могут ввезти мелкие оптовики.

Производит ли компания продукцию под СТМ (собственными торговыми марками) для ритейла?

Нет, нам это не интересно. Объемы производства растут, мы фокусируемся на развитии собственных брендов — и глобальных, и локальных, и наращивании экспортного потенциала.

В Украине последние несколько лет падает покупательская способность. Меняла ли из-за этого компания ассортимент? Возможно, выпускала бюджетные линейки…

Нет. Качество и рецептура для нас на первом месте, в этом вопросе компромисс невозможен. Несмотря на нестабильность в стране и падение покупательской способности, люди все равно хотят попробовать что-то уникальное, побаловать себя, даже если такой товар стоит несколько больше.

За счет чего компании удается удерживать и не повышать цены? Ведь, к примеру, в производстве кондитерки существенная доля импорта.

Естественно, девальвационные вещи на нас влияют. Но в этом году, в отличие от прошлого, гривня была более-менее стабильной, резких скачков не было, что дает нам возможность не повышать цены.

Мы много говорили об украинском рынке. Что происходит на других рынках, за которые отвечает украинский офис?

К примеру, в Молдове ситуация в этом году относительно стабильна. Объемы продаж там несколько выше, чем в 2015 году. Ситуация очень похожа на то, что происходит в Украине.

Если говорить о Беларуси, то в начале года девальвация, конечно же, сказалась на рынке, ввиду чего мы вынуждены были поднять цены.

Планы на 2017 год. Как вы видите развитие рынков в общем и компании в частности?

Мы смотрим в 2017 год с оптимизмом. Наш консолидированный прогноз — рынки перейдут к невысокому стабильному росту. Что касается компании, то в наших планах привлекать инвестиции, наращивать долю, расширять экспортные рынки и, конечно же, инвестировать в нашу команду. Мы научились смотреть на вызовы как на возможности. Именно эта философия на практике позволяет нам часто быть трендсеттерами внутри корпорации и, надеюсь, на рынке.

О Мондэлис Украина

ЧАО "Мондэлис Украина" — украинское предприятие, которое относится к группе компаний Mondelēz International — крупнейшего в мире производителя шоколадной продукции, печенья и конфет, а также второго крупнейшего в мире производителя жевательной резинки. Компания работает в Украине с 1994 года и до 2012-го называлась "Крафт Фудз Украина". После разделения Kraft Foods Group и Mondelēz International стали двумя независимыми компаниями.

"Мондэлис Украина" выпускает продукцию под ТМ "Корона", MILKA; "Медвежонок "Барни", TUC, OREO, "Belvita! Доброе Утро!"; "ЛЮКС"; DIROL, HALLS, PICNIC. В составе "Мондэлис Украина" — Тростянецкая шоколадная фабрика "Украина" и дочернее предприятие ООО "Чипсы Люкс". С 2016 года компанию в Украине, Молдове и Беларуси возглавляет коммерческий директор Андрей Самусенко.

Беседовала Татьяна Рясная