- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Блокировать нельзя оставить: в Украине снова хотят ввести норму закрытия сайтов без суда
Лавры авторов печально известных "законов от 16 января" не дают покоя народным избранникам и спустя четыре года после их принятия. Сейчас снова на повестке дня парламента стоит законопроект, который позволит блокировать интернет-ресурсы "без суда и следствия". Проект закона №6688 был зарегистрирован в Верховной Раде еще в прошлом году, однако до сессионного зала добрался только сейчас. В отличие от законодательных инициатив четырехлетней давности, сейчас авторы законопроекта объясняют необходимость его принятия благими намерениями — защитой национальной безопасности и борьбой с киберугрозами.
Суть законопроекта
Документ предусматривает признание киберугроз и кибератак угрозой национальным интересам и национальной безопасности. Кибератаки фактически предлагают приравнять к террористическому акту. Соответственно, предлагается создать "действенные механизмы, направленные на оперативное выявление, реагирование и нейтрализацию киберугроз".
Одним из таких методов авторы законопроекта предлагают блокирование доступа к сайтам. Обеспечением блокировки "по решению суда или в других случаях, установленных законом" будет заниматься Служба безопасности Украины. В помощь ей авторы законопроекта предлагают выделить Национальную комиссию по госрегулированию связи и информатизации (НКРСИ) и Госслужбу спецсвязи и защиты информации.
Сейчас ограничивать доступ к веб-ресурсам можно только по решению суда. Проект закона же предполагает, что такой же силой будет обладать и решение прокуроров и следователей. Кроме того, решать ограничивать доступ к сайту или нет будет и Совет нацбезопасности. В частности, таким образом можно будет временно заблокировать сайт на срок до 48 часов.
Документ предлагает внести изменения в закон "О телекоммуникациях", где в обязанности провайдеров добавится и блокировка сайтов. Кроме того, технические средства блокировки провайдеры и операторы будут обязаны покупать и устанавливать за свой счет.
Для участников рынка, которые откажутся выполнять требования по блокировке, предусмотрены штрафные санкции. Их размер составит от 1 до 5% от годового дохода оператора. Кроме того, штрафовать предлагают и должностных лиц компаний провайдеров (размер штрафа — от 300 до 900 необлагаемых минимумов доходов). Наложением штрафов тоже будет заниматься НКРСИ.
Критика
Законопроект вызвал критику со стороны участников рынка, народных депутатов и общественников. Так, глава правления Интернет ассоциации Украины (ИнАУ), объединяющей несколько сотен интернет-провайдеров, Александр Федиенко считает, что положениями закона смогут воспользоваться те, "кто захочет заблокировать то, что не нужно блокировать". "И этим потом будут пользоваться агенты влияния как элементом гибридной войны", — написал глава правления ИнАУ на своей странице в Facebook. Кроме того, Федиенко разместил схему, которая показывает, как могут использовать блокировку не только в целях обеспечения национальной безопасности.
Уничтожением приватности и введением цензуры назвал законодательную инициативу и эксперт по кибербезопасности Егор Папышев. "За вас будут решать, какую информацию и из каких источников вам получать. И в какое время. Со всеми вытекающими последствиями (блокировка неугодных, шантаж бизнеса блокировками, оперативное и эффективное перекрытие целых каналов коммуникации, например — блокировка конкретного отдельно взятого мессенджера и т. д.)", - прокомментировал он на своей странице в Facebook. Он также добавил, что бенефициары законопроекта, в числе которых он назвал и народного депутата Сергея Пашинского, заработают на поставщике оборудования для блокировки (предположительно производства компании Allot), "требования под которого они максимально качественно и ревностно пропишут".
Как считает глава совета ассоциации Телекоммуникационной палаты Украины Татьяна Попова, нормы законопроекта могут быть использованы также для перехвата и фильтрации трафика. По ее словам, в СБУ фактически подтвердили, что оборудование, которое провайдеры обязаны будут устанавливать на своих сетях, будет по сути системамой глубокого анализа трафика (DPI (Deep Packet Inspection)). Эти системы, помимо собственно блокировки, по словам Поповой, могут использоваться для оценки поведения абонентов в интернете, анализа и классификации трафика и его перехвата.
Народный депутат Мустафа Найем на своей странице в Facebook написал, что не поддержит законопроект о блокировке сайтов, назвав его "свидетельством импотенции правоохранительных органов". По его словам, правоохранительные органы за последние годы неоднократно обвиняли журналистов и отдельные СМИ в подрыве национальной безопасности, при этом ни одно силовое ведомство не смогло провести эффективное расследование и предоставить доказательства. "Но не потому, что это невозможно. А потому что это невыгодно. Потому что Виктор Медведчук — вот тут, рядом и у него все хорошо. Потому что дела против беглых регионалов по-тихому закрываются или сливаются за мзду или по тупости. Потому что команда "фас" и "стоп" имеют большую легитимность, чем статьи Уголовного кодекса. И самое главное — потому что расследовать такие дела намного сложнее, чем пойти на поводу у тусовки мародеров, которой на самом деле банально не очень приятно, когда интернет — в отличие от телеканалов — не боится называть вещи своими именами", — считает нардеп.
Что дальше?
Законопроект должен был быть включен в повестку дня заседания ВР 10 июля. Однако на данный момент в повестке, опубликованной на сайте парламента, он отсутствует. Ранее в интернете появилась информация, что авторы законопроекта решили забрать его на доработку и пообещали "переписать и в кибер части, и в части информационной безопасности". При этом отзывать свой законопроект авторы не собираются.
Как известно, законопроект получил одобрение Комитета по национальной безопасности и обороне и рекомендован к принятию в первом чтении.
Но даже если этот законопроект провалится, и его отклонят, это явно не последняя попытка государства вмешаться в работу интернет-ресурсов. Так что вместо данного документа могут появиться и другие, которые под благой целью защиты национальной безопасности, будут продвигать идею ограничения свободы в интернет-пространстве Украины.