- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Будет ли построен газопровод "Турецкий поток" и как этот проект отразится на Украине
"Газпром" объявил о начале строительства газопровода "Турецкий поток". Однако, по информации российской газеты "Коммерсант", компания впервые запускает крупный экспортный проект, не подписав обязывающих соглашений по нему. Речь идет об официальных документах с Турцией, по территории которой должна пройти часть газопровода.
Российская компания рискует остаться с недостроенной трубой посреди Черного моря, но в "Газпроме" считают, что соглашение с турецкой стороной будет подписано после парламентских выборов в этой стране в начале июня. Пока разрешения на прокладку трубы в территориальных водах Турции и вывод ее на берег у "Газпрома" нет, как и разрешения на изыскания для прокладки маршрута. Москва и Анкара не подписали по "Турецкому потоку" вообще ни одного обязывающего документа. В целом данная ситуация полностью характеризует проект, в котором пока больше неопределенности, нежели реальных соглашений.
"Турецкий поток" вместо "Южного потока"
О планах строительства магистрального газопровода "Турецкий поток" стало известно 1 декабря 2014 года. В рамках официального визита в Анкару президент Российской Федерации Владимир Путин сделал неожиданное заявление об отказе России от проекта "Южный поток", по которому российский газ должен был транспортироваться через Черное море и Болгарию в Европу. Вместо него появилась идея нового трубопровода, поставляющего природный газ в Европу через Турцию — "Турецкий поток".
Мотивы отказа от "Южного потока" ясны — Европейская комиссия признала проект не соответствующим правилам ЕС. Как следствие, Россия решила не вести консультаций с ЕС на тему этого проекта, собственно, как и не начинать их относительно "Турецкого потока", а объявить о нем, поставив страны Европы перед фактом. Перед фактом, надо отметить, достаточно бескомпромиссным. Глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что в 2019 году у России завершается срок транзитного контракта с Украиной, продлевать который они не намерены. Вместо Украины транзит российского газа в Европу должен пойти по новому газопроводу.
"Турецкий поток" протяженностью около 1100 километров, часть из которых будет проложена по дну Черного моря, должен состоять из четырех ниток. "Газпром" намерен транспортировать по нему топливо в страны Юго-Восточной Европы, первой из которых на новом маршруте станет Греция. Предполагается, что на турецко-греческой границе создадут газовый хаб и страны ЕС будут самостоятельно строить инфраструктуру для приема топлива на своей территории. Причем должны успеть это сделать к 2019 году. Пропускная способность газопровода составит 63 млрд. м3 газа, из которых около 15 млрд. м3 будут предназначены для турецких потребителей. Ожидается, что ввод в эксплуатацию газопровода "Турецкий поток" начнется в декабре 2016 года. Но график работы по этому проекту Россия будет зависеть от достигнутых соглашений.
Политический проект?
Надо отметить, что в основе "Турецкого потока" лежала политика. Так или иначе, проект России по поставкам газа в Европу в обход Украины звучит как политический лозунг. И сама идея, и реализация таких проектов будут сопровождаться сложностями. Европа давно уже решает вопрос диверсификации поставок газа, чтобы его поставщики не смогли впоследствии использовать энергетические ресурсы как инструмент политического давления на европейские страны. Естественно, данный проект столкнулся с непониманием Евросоюза. Вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович подчеркнул, что Украина не может быть исключена из системы транзита российского газа в страны ЕС: "Существует четкий контракт на поставки газа из России в Европу, в котором указаны точки приема топлива на границах, поэтому решение "Газпрома" перенаправить поставки газа до турецко-греческой границы является нарушением действующих договоренностей".
Вместе с тем сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич не считает, что контракты России с европейскими странами могут воспрепятствовать передаче газа на границе Турции и Греции в перспективе. "У России действующий транзитный контракт с Украиной завершается в 2019 году, и продлевать его или нет, это дело самой России. Думаю, что по данному вопросу будет иметь место легкий шантаж. "Газпром" заявит, что у них завершился контракт с Украиной, продлить его не удается, но они могут передавать газ на границе Турции с Грецией. В газовом бизнесе главное — это ориентация на стабильность поставок, и этот вопрос может быть предметом шантажа. Также Украина не раз поднимала вопрос поднятия тарифов за услуги по транзиту, что также может сыграть негативную роль для страны", — предполагает Марунич.
Если отталкиваться от заявлений официального представителя ЕС, Россия пробует изменить условия передачи газа. Следовательно, нельзя исключать, что европейские страны также могут пойти на корректировку условий договоров, хотя это вряд ли коснется коммерческой составляющей. Россия открыто заявляет, что страны ЕС сами должны думать, как забирать газ с турецкой границы. Это вызывает недоумение в Евросоюзе. "Мы платим очень много за поставки энергии — €400 млрд каждый год — и как крупный клиент хотим к себе соответствующего отношения", — сказал Марош Шефчович в интервью "Коммерсанту". Европа как добросовестный клиент может пригрозить России отвернуться от такого поставщика и начать поиск новых. Конечно, речь не может идти о полном отказе от российского газа, но возможно существенное сокращение закупок отдельными странами.
Кроме того, ЕС сейчас активно поддерживает проект "Южного газового коридора" (система газопроводов TANAP и TAP), по которому к 2019 году должны начаться поставки азербайджанского газа на юг Италии транзитом через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию. Согласно проекту Азербайджан ежегодно будет поставлять 16 млрд. м3 газа в Европу с последующим увеличением до 20 млрд. м3. К данному проекту в перспективе может присоединиться и обладающий весомыми запасами газа Туркменистан. Понятно, что по объемам данные поставки вряд ли могут конкурировать с российскими, но обеспечить часть потребностей стран юго-восточной Европы, могут. Таким образом, Европа достигнет цели диверсификации источников, а также снижения зависимости от России. Конкуренция с "Турецким потоком" налицо, так как он в большей степени ориентирован именно на удовлетворение нужд стран юго-востока Европы.
Взаимоотношения России и Турции — не преграда
В первую очередь интерес Турции к данному проекту связан с внутренними потребностями. Страна является вторым после Германии крупнейшим потребителем российского газа — в 2014 году "Газпром" поставил сюда 27,3 млрд м3 газа. Часть этого объема поставляется напрямую по газопроводу "Голубой поток" — 16 млрд м3. Остальное идет по так называемому западному маршруту через Украину, Румынию и Болгарию. То есть, Турция является последним звеном в получении российского газа. С запуском "Турецкого потока" появляется возможность получать весь необходимый объем напрямую.
Однако на реализацию проекта могут оказать влияние российско-турецкие политические контакты. С одной стороны, страны существенно сблизились за последнее время, руководствуясь в первую очередь, прагматическими интересами. Турция не присоединилась к санкциям, введенным в отношении России. Но визит Владимира Путина 24 апреля 2015 года в Ереван, где он назвал события 1915 года в Османской империи геноцидом армян, были очень жестко встречены высшими официальными лицами Турции. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган оперативно отреагировал на этот факт. "Это не первый раз Россия использует слово геноцид по этому поводу. Мне лично жаль, что Путин пошел на такой шаг. То, что происходит в Украине и в Крыму, не вызывает никаких сомнений. Сначала им следует объяснить это, а потом называть что-либо геноцидом", — сказал турецкий президент. После этого поползли активные слухи, что визит Путина в Ереван может заставить Турцию пересмотреть планы по "Турецкому потоку", и даже что турецкой государственной компании Botas, уполномоченной при реализации проекта, дано указание "сверху" заморозить все работы. Однако не стоит предполагать, что Турция откажется от проекта, который выгоден ей самой. Прежде всего с точки зрения обеспечения части внутреннего потребления, которое составляет порядка 48 млрд м3 газа в год.
Кроме того, "Газпром" уже согласился предоставить скидку частным компаниям Турции. Вопрос предоставления скидки также обсуждается с Botas. Кстати говоря, теперь, после того как "Газпром" объявил о начале строительных работ, не имея официальных соглашений с Турцией, последние получили на руки весомые дивиденды в переговорах о дополнительных преференциях.
Глава института энергетических рынков и политики EPPEN Турции Волкан Оздемир считает, что реализация проекта "Турецкий поток" в большей степени связана с Россией и Турцией, а не с Европой. Об этом он сказал Delo.ua. "Поэтому, конечно же, я верю, что данный проект будет реализован. Другое дело, это объявленная мощность газопровода в 63 млрд м3. Считаю, что это слишком завышенная цифра. Турция с данного газопровода для своих внутренних потребностей, намерена получать порядка 15 млрд м3 газа, еще 15 млрд м3 будет достаточно для Италии и Балканских стран. И даже этот вопрос пока только предстоит обсуждать. Что касается политизации проекта, то не думаю, что в частности "армянский вопрос" в отношении Турции и России может сказаться на его реализации. Если говорить о поставках российского газа в Европу, то ЕС сейчас создает Энергетический союз. А это означает, что никаких долгосрочных двухсторонних контрактов не будет. Цены на газ будут устанавливаться в центрах, так называемых хабах, рыночным путем. Поэтому я думаю, что Россия сможет поставлять газ в Европу в обход Украины. Если же Европа будет препятствовать этому, то рискует остаться без газа".
Откажется ли Россия от транзита через Украину?
Один из основных вопросов по "Турецкому потоку" — наличие действующих даже после 2019 года, когда Россия намерена прекратить транзит газа через Украину, договоров с отдельными странами о поставках газа именно через территорию Украины. Второй момент — это большие расходы, необходимые Европе для создания мощностей для приема российского газа на границе Турции и Греции. Пойдет ли на такие расходы ЕС? Как вообще ЕС будет подходить к этому проекту? "Это в каком-то смысле та же история, что и с "Южным потоком": было сделано заявление, очень важное с точки зрения безопасности поставок в Юго-Восточную Европу, которое не было предварительно обсуждено с нами. И это стало одной из причин, по которой мы сейчас хотим убедиться, что как бы дальше ни развивались события, мы будем обеспечены поставками энергии по справедливой цене", — сказал Марош Шефчович.
В 2014 году, по данным Eurogas, 28 стран Европейского союза потребили 409 млрд м3 природного газа. В том числе импортируется около 53%. 10% газа, импортируемого Евросоюзом, идет через Украину, а всего Россия обеспечивает 27% европейского спроса.
Полностью исключать Украину из системы поставок газа в ЕС экономически необоснованно, поскольку остаются значительные объемы газа, которые нельзя поставить через Турцию. Подобное решение приведет к сложной ситуации, как в Украине, так и в странах Центральной Европы. Тем более, что в ЕС пока нет планов по строительству инфраструктуры и газопровода к греческо-турецкой границе.
Дмитрий Марунич считает, что если Украина и не будет полностью исключена из системы поставок газа в Европу, то объем транзита может быть существенно сокращен: "Турция является крупным потребителем российского газа, на доставку которого сейчас идут дополнительные расходы. А "Турецкий поток" позволит России напрямую экспортировать в Турцию 15 млрд м3 газа — это мощность одной из веток. Получается, что как минимум эти объемы транзита после реализации проекта Украина потеряет. По второй ветке той же мощности газ может поставляться в Грецию и Италию. Но насчет того, что газопровод заработает в полную мощность, то есть 63 млрд м3, я не уверен. Таким образом, Украина может потерять приблизительно половину транзита российского газа через свою территорию. При нынешней цене на газ финансовые потери Украины от этого могут составить около $0,8 млрд".
P.S. Этот материал был подготовлен в рамках Программы Межредакционных Обменов при поддержке международного медиапроекта MYMEDIA