ТОП100 25 октября 2019 в 12:16

Елена Буркатовская, "ОптимусАгро Трейд": об антикризисном управлении

Генеральный директор компании "ОптимусАгро Трейд" Елена Буркатовская о слаженной работе команды, реструктуризации бизнес-модели и кризис-менеджменте

Елена Буркатовская, генеральный директор компании "ОптимусАгро Трейд" Елена Буркатовская, генеральный директор компании "ОптимусАгро Трейд"
Елена Буркатовская, генеральный директор компании "ОптимусАгро Трейд"

Для украинской управленческой практики характерно на руководящие позиции в компании приглашать топов извне. Вы тот редкий и успешный пример, когда топ-менеджер вырос в компании. Назовите, пожалуйста, основные пройденные вами ступени карьерной лестницы. С помощью каких инструментов у вас получается вести компанию к успеху?

В 1997 году меня, совсем юного специалиста, на работу в финансовый департамент пригласил владелец компании Анатолий Юрьевич Мартынов. Благодаря возможностям роста внутри компании через семь лет я стала генеральным директором.

Эффективное управление зависит от слаженной работы всех подразделений организации, профессионализма, компетенций и добросовестности команды менеджеров. Чтобы сделать процессы управления более эффективными, топ-менеджер должен выступать в роли лидера, брать на себя ответственность за принятые решения, четко выстраивать систему ценностей в коллективе и, безу­словно, иметь взаимопонимание с собственником и его доверие.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Компания наверняка росла вместе с вами. Как она изменилась за эти годы? Какие основные параметры, цифры характеризуют сегодня бизнес, которым вы управляете?

Несколько лет назад мы провели большую реструктуризацию бизнес-модели компании, объединив большую сеть элеваторов с мощностью единовременного хранения более 1,1 млн тонн. Это привело к значительной оптимизации налогообложения, гибкости и оперативности принятия управленческих решений, сохранности и управляемости активов.

В 2016 году для эффективного управления от закупки сырья до получения готовой продукции было принято решение о присоединении Запорожского маслоэкстракционного завода мощностью переработки подсолнечника 2800 тонн в сутки.

В 2017 году компания, расширяя рынки сбыта подсолнечного шрота, сертифицировалась с требованиями международных стандартов ISO 22000:2005, GMP+B2, GMP+B3.

В 2018 году получили сертификаты Halal и Kosher. Это позволило экспортировать подсолнечное масло и шрот более широкому кругу потребителей, а также подтвердило высокие стандарты производства продукции.

Испытательная лаборатория Запорожского маслоэкс­тракционного завода прошла аккредитацию в соответствии с требованиями ДСТУ ISO/IEC 17025:2006, что гарантирует высокую компетентность лаборатории и означает официальное признание.

В 2019 году мы получили сертификат соответствия европейским экологическим стандартам ISCC EU. Наличие сертификата в компании означает, что производство имеет высокие экологические стандарты, контролирует выбросы парниковых газов. Сертификат данного стандарта признают все страны мира. Кроме этого, аудиторы органа сертификации Control Union по стандарту ISCC EU оценивают прозрачность закупок и движения товаров и услуг по цепочке от производителя до потребителя, соблюдение национальных и международных стандартов охраны окружающей среды, охраны труда.

"ОптимусАгро Трейд" на производственной площадке в Никополе успешно прошел сертификацию на соответствие требованиям Протокола фитосанитарных и инспекционных требований по экспорту ячменя из Украины в КНР.

На сегодня в состав компании входит 23 производственно-структурных подразделения, которые расположены в Харьковской, Кировоградской, Черкасской, Днепропет­ровской, Запорожской и Херсонской областях. Состоим в рейтингах топ-5 производителей нерафинированного подсолнечного масла и шрота, а также в топ-10 компаний по элеваторным мощностям в Украине. Ежегодно мы производим до 380 тыс. тонн подсолнечного масла, почти 355 тыс. тонн подсолнечного шрота, а также до 144 тыс. тонн гранулированной лузги подсолнечника.

В настоящее время общее количество сотрудников составляет порядка 2 тыс. человек, из них 59% сотрудников обеспечены рабочими местами в сельской местности.

Ваша компания является одним из лидеров в своих сегментах. Какое сейчас положение дел в этих сегментах и какие тренды можно отметить? Какие перспективы или вызовы для вашей компании несут в себе наметившиеся тенденции?

Последние годы конкуренция на рынке семян подсолнечника остается довольно высокой и усугубляется в связи со строительством новых мощностей по переработке, что в свою очередь приводит к дефициту и высокому спросу на сырье.

В этом году стоит отметить высокое содержание масличности в семенах подсолнечника: в южных регионах она достигала 50-52%, что на 6-8% превышает показатель по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом, несмотря на высокую масличность, сырой протеин в сырье ниже в сравнении с урожаем прошлого года, соответственно, и ниже сырой протеин в шроте.

Относительно перспектив на текущий сезон можно отметить несколько факторов, которые могут оказать влияние на цены и активность торговли на украинском рынке семян подсолнечника и продуктов переработки: валютные колебания и конъюнктура экспортного рынка.

Приходилось ли вам в вашей нынешней роли сталкиваться со сложными, возможно, даже кризисными ситуациями в бизнесе? Как удалось справиться с этой ситуацией, что помогло найти оптимальное решение?

В нашей стране любой бизнес нередко сопряжен со сложностями ведения хозяйственной деятельности. Проблемы с качеством поставляемого сырья, логистикой, подвижным составом, резкие валютные колебания — это далеко не полный список сложных, а порой даже кризисных ситуаций, с которыми имеет дело не только наш бизнес в Украине. К примеру, недавно появился термин "мало­деятельные станции". Так называются станции, ежедневный грузо­оборот которых не превышает трех вагонов. И если такой термин появится в законодательстве, то последствия будут серьезными. Признание станции малодеятельной влечет за собой дополнительные сборы со стороны железной дороги, а также распределение подвижного состава по остаточному принципу, в результате чего предприятия, расположенные вблизи малодеятельных станций, вынуждены будут закрываться или нести существенные финансовые затраты. Как следствие, большое количество безработных.

Сложности в работе присутствуют всегда, иначе как можно увидеть достижения? В подобных ситуациях собираемся и рассматриваем наиболее эффективные пути решения. Поддержка, профессионализм и компетенция команды приводит к решению порой очень сложных задач.

Последние несколько лет мы уделяем много внимания развитию нашего персонала, проводим постоянные тренинги, обучения, team-building-мероприятия, что положительно сказывается на результативности командной работы.

Как выглядит процесс стратегического планирования в вашей компании? Какие цели определены на среднесрочную и долгосрочную перспективы?

Стратегическое направление развития компании утверждает собственник. Безусловно, менеджмент принимает участие в стратегических сессиях, выносит на обсуждение свое видение развития компании, предлагает к реализации новые проекты. В дальнейшем формируется последовательность задач для достижения стратегических целей, на основании чего создаются инвестиционные планы.

На данный момент компания продолжает удерживать доли в своих сегментах рынка и укреплять позиции в элеваторном направлении, строит дополнительные емкости для хранения подсолнечника. Особое внимание компания уделяет развитию энергосберегающих технологий: замещение природного газа биотопливом, собственная генерация электроэнергии. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, ведь "ОптимусАгро Трейд" происходит от слова оптимизм.

Загрузка...
Новое видео
Николай Тимощук: об устойчивости компаний, спросе на UNIT.City и человеке будущего / Delo.UA
Загрузка...