- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Частные школы в Украине. Куда отправить ребенка и сколько это стоит?
Обучение ребенка в частной школе в Украине пока, скорее, исключение. Причины этого в первую очередь финансовые: многие не готовы отдавать за среднее образование десятки тысяч гривень.
Согласно данным Министерства образования и науки, в начале 2016/2017 учебного года в Украине насчитывалось 182 школы с частным капиталом. Это лишь 1% от общего количества средних школ в стране (всего в Украине в начале учебного года было 16 764 средних учебных заведения), пишет журнал "ТОП-100. Крупнейшие компании сферы услуг".
Логично, что больше всего частных школ работают в столице и городах-миллионниках. Согласно данным профильного министерства, в Киеве насчитывается 50 частных школ, еще 16 — в столичном регионе. Лидерами также являются Одесская (27 школ), Харьковская (16) и Львовская (14) области. К сожалению, есть регионы, где нет ни одной частной школы: Полтавская, Черниговская, Тернопольская и Луганская области.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaПричины слабого развития этого рынка в первую очередь экономические. "Спрос на частное образование однозначно превышает предложение. Большинство частных школ открывается в Киеве и городах-миллионниках, ведь в остальных регионах значительно ниже и запрос, и готовность платить за образование", — объясняет Лидия Билас, управляющий партнер "Креативной международной детской школы".
По словам директора харьковской гимназии "Очаг" Евгения Медреша, количество частных школ в регионе напрямую связано с качеством высшей школы. " Система частных школ развита, как правило, в тех городах, где много высших учебных заведений. Рейтинговые вузы формируют спрос на качественное среднее образование, которое могут предоставить частные школы", — говорит он.
Недешевый аттестат
Среди наиболее известных частных школ можно выделить следующие. В Киеве это международный лицей "Гранд", Александровская гимназия, British International School, частная школа "Афины", специализированная школа "Триумф". А в Одессе это школа-лицей "Черноморский", гимназия "Мрія", "Вальдорфская школа "Ступени". В Днепропетровске наиболее известны частная средняя общеобразовательная школа №5 и филиал киевской British Internathional School. В Харькове — авторская школа Бойко, лицей "Профессионал". Во Львове — частная школа "Відродження", Львовская украинская частная гимназия и "Эрудит".
Стоимость обучения в частных школах зависит от многих факторов: уровня ее аккредитации, материального обеспечения, здания (нужно ли школе платить аренду), преподавательского состава и дополнительных услуг, которые может получить учащийся.
Как правило, в стоимость входят также питание, трансфер, перечень дополнительных занятий. "Если это франчайзинговый проект, то стоимость франшизы тоже серьезно влияет на цену", — говорит Лидия Билас.
К примеру, стоимость обучения в "Афинах" — 90 тыс. грн в год, в Новопечерской школе — $10,85-12,85 тыс. Наиболее дорогие школы — с международной аккредитацией, окончив которые, ученики с высокими баллами могут потенциально поступить в любой вуз мира. Это, к примеру, Kiev International School или Pechersk International School. Обучение в таких школах обойдется в $18-25 тыс. в год.
"За последние два года цены в гривне выросли в среднем на 20-30%. Это связано с инфляцией, дефицитом на рынке труда квалифицированных педагогических кадров ("стоимость" вакансий только за последний год выросла на 30-50%)", — отмечает Алексей Греков.
По словам Евгения Медреша, в гимназии "Очаг" цены за год выросли на 10%. "Есть школы, которые остались на уровне прошлого года. Приходится балансировать, чтобы, с одной стороны, остаться рентабельными, а с другой — сохранить приемлемый уровень, количество и качество образования своих учеников", — отмечает он.
По-семейному
Согласно данным Минобразования, за год в Украине открылось 12 новых частных школ: в 2015/2016 учебном году по всей Украине работало 170 частных школ. Важно обратить внимание, что речь идет о лицензионных частных школах. Лицензии частным учебным заведениям выдают местные органы исполнительной власти.
Параллельно с лицензионными частными школами в Украине открываются так называемые частные школы семейного типа. "Происходит лавинообразный рост небольших "семейных" школ. Это свидетельствует о крайней степени неудовлетворенности родителей существующей системой образования, причем как с точки зрения форм и методов обучения, так и с точки зрения его содержания", — отмечает Алексей Греков.
Что такое "семейная школа"? По словам Грекова, это своеобразное расширение формата домашнего обучения. "Как правило, они создаются группами родителей для обучения своих собственных детей. Учителями в таких школах работают как профессиональные преподаватели, так и нередко сами родители. Под образовательное пространство используется любое подходящее помещение — частный дом или даже квартира. Чаще всего в школах семейного типа учится 6-8 учеников, и лишь в исключительных случаях их число превышает 16-20 человек", — говорит он.
Поскольку такие школы не получают лицензий, то не могут выдать ребенку аттестат государственного образца. Дети, которые учатся в подобных школах, часто зачисляются на экстернат в обычные школы, 2-4 раза в год сдают все необходимые зачеты и контрольные работы и в результате получают табели и аттестаты установленного образца.
По мнению директора по стратегическому развитию школы "Афины", отсутствие лицензии для "семейных" школ, скорее, преимущество, поскольку в этом случае им нет необходимости заполнять гору бесполезной бумажной документации, они могут экспериментировать с учебными программами и формами работы. "Единственное, что для них может сделать государство — как минимум не мешать им осуществлять свою образовательную деятельность, как максимум — законодательно закрепить норму "деньги ходят за детьми", — считает Алексей Греков.
Дело в том, что в Украине отсутствует механизм передачи бюджетных средств на обучение каждого ребенка, независимо от того, в частной, коммунальной или государственной школе он учится. Другими словами, на обучение ребенка в бюджете заложена определенная сумма, ее получают коммунальные и государственные школы. Если ребенок переходит в частную школу, то деньги, которые на него выделялись, она не получает, хотя фактически выполняет образовательную функцию.
К слову, введение уже упомянутой нормы "деньги ходят за детьми" предусматривает проект нового Закона "Об образовании" (№3491-д), одобренный Верховной Радой в первом чтении в начале октября, говорят в министерстве. Такая норма существовала в Украине до 1997 года, но была отменена.
По словам главы Минобразования Лилии Гриневич, нынешний вариант закона компромиссный. "Закон не идеален, но чрезвычайно важно, что Украина сделала шаг от образовательной системы воспитания винтиков для устаревшего механизма к образовательной системе, в которой государство стремится дать им возможность раскрыть свои возможности благодаря образованию", — говорит министр.
Представители частных школ сдержанно комментируют законопроект. "Новый закон декларирует автономию школ, а также прозрачность и открытость их деятельности. В этом смысле он, скорее, нацелен сделать государственные школы более похожими на частные, чем наоборот, — говорит Алексей Греков. — В остальном он фиксирует уже сложившийся status quo в отношениях государства и владельцев частных школ. Пока ни из чего не следует, что порог входа на рынок лицензированных образовательных услуг будет заметно снижен, а значит нельзя ждать и значительного роста количества частных школ".
Через тернии к звездам
Незначительное количество частных школ в Украине вовсе не означает, что этим бизнесом не хотят заниматься и не видят в этом перспектив. Рынок однозначно не насыщен, спрос на качественные образовательные услуги есть, но лишь немногие готовы работать в забюрократизированных отечественных реалиях.
Представители частных школ не берутся оценить объем рынка в деньгах.
И это только из расчета количества школьников, которые учатся в лицензированных частных школах.
По оценкам вице-президента Ассоциации частных школ Киева Ирины Барматовой, в европейских странах частные школы составляют около 20% от общего количества учебных заведений. Напомним, сейчас в Украине лишь 1% лицензированных частных школ.
Таким образом, потенциальный объем рынка в 20 раз больше, то есть порядка 20 млрд грн.
На данный же момент частные школы сталкиваются с большим количеством проблем, утверждают их основатели. "Школы в регионах страдают от недостатка платежеспособного населения. Часть киевских школ, арендующих коммунальную собственность, опасается, что с ними не продлят договоры аренды. Полагаю, единственная общая для всех проблема — дефицит квалифицированных педагогических кадров", — комментирует Алексей Греков.
"К сожалению, совсем не налажена коммуникация между министерством, местными органами власти и частными школами. Общение идет по принципу "мы вас проверим и если что, то разрешим работать". Это средневековье. Мы бы хотели видеть в госорганах партнеров, с которыми можно обсуждать, как трансформировать нынешнюю, во многом советскую систему образования в современную и инновационную", — рассуждает Евгений Медреш.
Почему школы не хотят получать лицензии? "Сбор, согласование и оформление всех документов занимает около полугода и включает в себя тонны документов и инспекций соответствующих служб и инстанций. К такому испытанию готовы не все. Кроме того, лицензии необходимо получать на каждую конкретную школу", — рассказывает Лидия Билас.
По ее словам, для создания здоровой конкуренции как с государственными школами, так и внутри сегмента, количество частных школ в ближайшие лет пять должно вырасти минимум до 25-30% от общего числа школ, то есть до нескольких тысяч, а не пары сотен, как сейчас. "Но начинать надо с качественного анализа существующего рынка, изучения потребностей и запросов потребителей, а также анализа лучших практик. Частные школы имеют шанс на успех только в том случае, если смогут предложить что-то действительно уникальное: оригинальные авторские методики, инновационные инструменты, высокий уровень академических знаний и вместе с тем свободу творчества и самовыражения. Это непросто, поэтому подходить к частной школе как к просто бизнесу — ошибочная тактика, которая часто приводит к неудачам", — продолжает управляющий партнер Креативной международной детской школы.
Получится ли это сделать — большой вопрос, ведь, как отмечает Лидия Билас, люди, решившиеся на образовательный бизнес, вынуждены на данный момент буквально продираться сквозь систему непонятных преград и барьеров. Для нормального развития этого сегмента нужен комплекс факторов: уменьшение бюрократии, трансформация образовательной системы и, конечно же, рост доходов родителей, особенно в регионах.