Чем "Газпром" может рассчитаться с "Нафтогазом" за Стокгольм

Руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий объясняет, как россияне могут использовать "долг Януковича" для решения спора "Газпрома" с "Нафтогазом"

Победа "Нафтогаза" над "Газпромом" со счетом $2,6 млрд "по сумме двух матчей" в Стокгольмском арбитраже стала для украинской стороны весьма приятной неожиданностью, ведь с точки зрения политической целесообразности, в этом споре напрашивалась "боевая ничья".

Но международный суд в который раз доказал, что не руководствуется политическими мотивами: коммерческая сторона вопроса для него важнее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Транзитом через Стокгольм: "Нафтогаз" обыграл "Газпром" в арбитраже

Такая же логика присутствовала в споре украинской и российской сторон по трехмиллиардному "долгу Януковича" в суде Лондона, где наши шансы на победу в прошлом году оказались призрачными. Эти два знаковых судебных дела я не зря увязал в одном абзаце: думаю, в них общими являются  не только логика прошлых решений, но и их будущее.

Так, в нашем макроэкономическом обзоре на 2018 год мы сделали ставку на то, что "Нафтогаз" выйдет победителем в споре с "Газпромом" (выиграв чистыми около $2,6 млрд), и — по большей части случайно — мы оказались правы. Но тот же наш "базовый прогноз" не предвидит никаких выплат "Нафтогазу" в денежной форме (как и в форме скидки на газ или в оплате газом).

При всем своем закостенелом оптимизме мы и на минуту не могли представить, что "Газпром" безропотно выполнит решение международного арбитража.

Первые шаги российского монополиста после стокгольмского решения подтверждают наши ожидания. Итак, ничем ценным или ликвидным "Газпром" платить не намерен.

Значит нужно заплатить чем-нибудь ненужным, но таким, от чего украинской стороне отказаться будет сложно. Отбрасывая "дедуктивным методом" все невозможные варианты, мы приходим к выводу, что заплатить "Газпром" может "облигациями Януковича", как бы фантастически такой вариант "оплаты" не выглядел. Очевидно, чтобы отдать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное. И деньги у "Газпрома" есть, да и вроде как желание у российского Министерства финансов продать "облигации Януковича" тоже есть — по крайней мере об этом в прошлом году заявил заместитель министра.

Вопрос лишь в том, как сделать, чтобы украинская сторона не смогла отказаться от столь "ценного подарка".

Видимо, в этом России поможет апелляционный суд Лондона, который вскоре должен вынести окончательное решение по статусу "долга Януковича". Вспоминая, что международные суды не склонны политизировать коммерческие вопросы, стоит ожидать, что апелляционный суд (как и суд первой инстанции) примет сторону российского кредитора. И это тоже часть нашего макроэкономического прогноза.

Украинская сторона обещала уважать решение британского суда, да и не уважать его она не может — в противном случае МВФ, по своим внутренним правилам, будет считать Украину недобросовестным заемщиком (со всеми вытекающими последствиями для программы поддержки Украины). Уважая сам факт обязательств по "долгу Януковича", украинскому государству и государственной компании  будет сложно найти аргументы, почему они не могут принять платеж в форме "облигаций Януковича".

Таким образом, все, что нужно сейчас "Газпрому" — это дождаться решения разбирательств между Украиной и Россией в Лондоне, и "впарить" "Нафтогазу" долги Януковича по их номинальной стоимости. Предварительно выкупив их, возможно, с большой скидкой, у российского государственного фонда. До решения в Лондоне, очевидно, нужно тянуть время — например, испуская негодования по поводу асимметричных и ангажированных решений арбитражной палаты Стокгольма.

В этом и заключается "судебно-долговая" часть нашего макроэкономического прогноза на 2018 год, и пока "Газпром" не сделал ничего, чтобы мы в своих допущениях усомнились.

Для "Нафтогаза" же самым важным остается факт победы над грозным соперником и то, что он теперь точно ничего россиянам не должен.