Избыток дотаций в Евросоюзе, квотирование импорта, низкие закупочные цены — как только не оправдывают украинские производители сельскохозяйственной продукции свое слабое присутствие на внешних рынках и не слишком большие успехи внутри страны. Гораздо более важным системным недостатком в работе агробизнеса является отсутствие современных отработанных технологий.
Вот один из классических примеров, когда неправильная технология влияет на циклы производства в целой подотрасли. Чтобы стадо коров давало молоко равномерными порциями в течение всего года, оно должно так же равномерно пребывать в состоянии беременности. На традиционных фермах этот "сезон" смещен на весну-лето, что и приводит к всплеску производства в теплое время года и резкому спаду, дефициту — в холодное. Стоит однажды отрегулировать систему и ферма будет приносить сверхприбыль в тот период, пока остальные будут мучиться из-за недостатка сырья.
Казалось бы, просто. Но вот только вряд ли этот подход даст эффект для экономики в целом, если не будет применен одновременно хотя бы на 50-60% животноводческих молочных комплексов. Что делать? Не внедрять же насильственно инновации на частных предприятиях.
40 лет назад, когда в Бразилии создавалась Корпорация сельскохозяйственных исследований Embrapa (Empresa Brasileira de Pesquisa Agropecuária), перед властями этой страны, очевидно тоже стоял похожий вопрос. И ответ на него был дан положительный: да, внедрять через силу. В Украине каждый сам решает для себя, по какой технологии выращивать продукцию, как ее перерабатывать и продавать. А между тем, единый поход к этим аспектам мог бы кардинальным образом улучшить отрасль.
Изначально задача Embrapa состояла в том, чтобы собирать по всему миру лучшие практики ведения сельского хозяйства, аккумулировать их, адаптировать к бразильским реалиям, разрабатывать инновации, которые позволили бы улучшить продуктивность. И что самое важное — внедрять все эти разработки в жизнь. Корпорация занимается всем — от выведения новых семян, новых пород крупного рогатого скота, до создания ультратонкой оберточной бумаги для пищевых продуктов, которая меняет цвет, когда пища портится, а также биоразлагаемых сверхпрочных тканей и перевязочных материалов. Это в Embrapa разработали систему осушения земель в тропических регионах страны, что позволило, в том числе собирать и два урожая целого ряда культур вместо одного.
По всему миру работают лаборатории корпорации, которые собирают лучшие наработки аграрных ученых-практиков. Ежегодно в работу Embrapa из правительственной казны инвестируются миллионы долларов. Но что важно — она работает при этом не на карман какого-то одного конкретного производителя, а в интересах всего аграрного бизнеса Бразилии.
Одна из статей доходов Embrapa — это роялти за использование ее технологий в производстве. Однако это не изобретения-"пустышки", которыми изобилуют соответствующие реестры в Украине. Речь идет о реальных инновациях, которые приносят больше прибыли, повышая эффективность производства. По подсчетам местных аналитиков, доллар, вложенный в работу Embrapa, приносит от 13 до 16 долларов эффекта для экономики Бразилии.
Что касается животноводства, то эта организация внедрила единые стандарты и технологии для отрасли, которые сейчас применяются по всей стране. На первый взгляд, такое копирование технологий, которое не учитывает региональных особенностей штатов, может показаться недальновидным. Однако бразильские специалисты настаивают — именно "слепое" соблюдение рабочими стандартов, предложенных Embrapa, позволило им уже чрез несколько лет из нищеты привести отрасль к рентабельности. Они искренне гордятся тем, что на сегодня более 10% поставок продовольствия на мировой рынок уже за этой страной, а общая стоимость экспорта бразильской агропромышленной продукции в прошлом году достигла рекордной цифры — более 10 млрд долл. США.
Нужно ли создание такого учреждения в Украине? Однозначно, да. Должно ли оно финансироваться из бюджета? Сомнительно. Скорее всего, лучшим вариантом будет организация таких исследований за счет совместных усилий бизнеса, который, естественно, сможет пользоваться его результатами в неограниченном объеме. Вот только готовы ли предприниматели инвестировать в эффективность работы всей отрасли, повышая конкурентоспособность целой страны, оставляя порой на втором плане свои собственные интересы? Пока в этом нет уверенности. Бразильцы шли к этому годами — их результат налицо. Что выберет украинский бизнес накануне глобальных вызовов? Вопрос открытый.