НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Чем вызван рост цен на сжиженный газ на украинских АЗС

Цены на сжиженный пропан-бутан растут на фоне роста спроса на автомобили с газобалонным оборудованием и ограничения поставок этого вида топлива из России

За прошедшие выходные, 17-18 октября, розничные цены на сжиженный пропан-бутан (СПБТ) на заправках заметно выросли. По данным консалтинговой компании UPECO, литр газовой смеси за этот период подорожал на 19–75 копеек, а средняя цена по Украине достигла 9,66 грн/л.

Цены поднялись на большинстве АЗС, включая крупные сетевые заправки, и продолжают расти. Так, если 19 октября цена газа на заправках сети WOG составляла 9,98 грн/л, то 20 октября — уже 10,28 грн/л.

Эксперты не связывают нынешнее подорожание газа с заметным ростом продаж этого вида топлива. Так, по данным компании WOG, общий объем розничных продаж сжиженного газа в Украине в первом полугодии вырос на 5,2% (на 11,2 тыс. тонн) — до 225,8 тыс. тонн. Больше всего LPG было реализовано в сетях группы "Приват" ("Укрнафта", ANP, "Авиас" и др.) — 58,2 тыс. тонн (рост — 29%), на втором месте — "БРСМ" с продажей 32,9 тыс. тонн (падение — 9%), на третьем — WOG с продажей 22,1 тыс. тонн (рост — 50,3%).

"Рост цен связан с блокировкой поставок газа из России, — объясняет президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" (ООРНУ) Леонид Косянчук. — Раньше много газа поступало к нам как раз из РФ, а сейчас поставки нефтепродуктов, включая сжиженный газ, железнодорожными партиями заблокированы".

По мнению Косянчука, еще одним фактором подорожания стало изменение схемы отгрузки Белорусским ГПЗ. Если прежде завод производил отгрузку СПБТ (смесь пропана и бутана техническая), то теперь перешел на поставку отдельно пропановой и бутановой фракций. Оптовый покупатель затем должен сам компаудировать их в нужной пропорции, что требует наличия газонаполнительной станции. "Покомпонентная отгрузка сильно усложнила жизнь "летучих" трейдеров, которые не имеют своих ГНС. В бочке или вагоноцистерне это сделать вообще невозможно. Поэтому схема "купил вагон–перепродал" в этом случае не работает", — отмечает Косянчук.

Не нужно забывать и о ремонте на Мозырском НПЗ (Белоруссия), где Украина прежде закупала сжиженный газ.

Все эти факторы привели к подорожанию СПБТ на отечественных заправках.

При этом спрос на автомобили с газобалонным оборудованием в нынешнем году заметно вырос. "На фоне падения покупательной способности украинцев на 36% и падения потребления нефтепродуктов на 35% количество автомобилей с газобаллонным оборудованием возросло на 15%", — отмечает директор WOG Сергей Корецкий.

Примечательно, что львиная доля газобалонного оборудования устанавливается самостоятельно владельцами автомобилей, которые обращаются в специализированные частные фирмы. А вот модели с предустановленным заводским ГБО на украинском рынке можно пересчитать по пальцам. Такие версии есть в гамме компании Seat, с недавних пор заводским ГБО оснащаются модели Lanos, Sens и Vida отечественного завода ЗАЗ. Кроме того, автомобили с ГБО предлагает официальный импортер Renault — это версии седана Logan и хэтчбека Sandero с мотором 1.2 (72 л.с.).

Однако спрос на легковушки с заводским ГБО невелик — не в последнюю очередь из-за высокой цены. Так, например, газовая версия Logan нынче стоит 260 тыс. грн — на 12 тыс. грн дороже бензиновой модификации. Комплект современного ГБО четвертого поколения у частных фирм обойдется в сумму 10 тыс. грн, а второго поколения — 6—7 тыс. грн.

Импортер Renault отмечает, что по результатам девяти месяцев 2015 года 78% продаж Renault приходится на автомобили с дизельным двигателем. За тот же период доля версии Logan с заводским ГБО составила всего 8,4% от общего объема продаж седана Logan. А хэтчбеки Sandero с заводским ГБО в этом году вовсе не продавались.

Как долго будет продолжаться рост цен на газ на отечественных АЗС? Кроме объективных причин вроде ограничения импорта немаловажную роль играет рыночный регулятор. Исходя из большего расхода газа верхний предел его цены — 60% от цены бензина. Выше этой отметки эксплуатация автомобиля на газу становится нерентабельной.

"Цена будет подниматься до отметки 60% от стоимости А-95, а затем пойдет на снижение. Хотя к прежнему уровню ценники вряд ли вернутся", — отмечает Леонид Косянчук.