НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Чистый доход: как химчистки и прачечные выживают в кризис

2015 год запомнился участникам украинского рынка химчисток отсутствием новых конкурентов — не то чтобы рынок был заполнен, просто у клиентов нет денег

По данным Государственной службы статистики, по состоянию на конец 2014 года в Украине официально работали 243 предприятия, предоставляющих услуги стирки и химчистки (не учитывая предприятия, расположенные на оккупированных территориях Крыма и Донбасса). По официальным данным, эта сфера услуг трудоустроила около 2 тыс. работников по всей стране, пишет журнал "Топ-100. 500 крупнейших компаний сферы услуг".

Таким образом, в Украине приходится в среднем по одной химчистке на 175 тыс. человек. Для сравнения, в странах Восточной Европы один цех химчистки-прачечной обслуживает 50 тыс. человек. Более того, если в городах-миллионниках работают не менее 10-20 химчисток, то в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек, как правило, только 2-4, в большинстве же городов с населением до 500 тыс. химчисток нет вообще, что свидетельствует о том, что рынок Украины еще далек от насыщения.

По состоянию на конец 2014 года в Украине официально работали 243 предприятия, предоставляющих услуги стирки и химчистки

Частники и "государственники"

Рынок можно условно разделить на две большие группы: сети химчисток, ориентированные на обслуживание населения, и предприятия, которые в основном обслуживают государственные объекты. Одной из крупнейших компаний, работающих с населением, является сеть химчисток Unmomento (около 60 пунктов приема, 80% из них в Киеве), "Блеск" (более 60 приемных пунктов по всей стране), Perfetto (представлена в 13 городах правобережной Украины), "Американская химчистка" (42 пункта приема в Киеве) и "Синдерелла" (17 пунктов приема в Киеве). В свою очередь ООО "Кристалл", ООО "Стинес", ООО "Струмок" и ПП "А-С-М" являются главными по обслуживанию Минобороны, учреждений здравоохранения и железных дорог, но услуг частным клиентам не предоставляют.

Большая часть сетевых химчисток и прачечных работают на условиях франшизы, что объясняется достаточно небольшими инвестициями, необходимыми для открытия бизнеса. Так, стартовый капитал для открытия химчистки составляет $50-100 тыс. Для открытия химчистки понадобится помещение площадью 20-100 кв. м, расположенное в месте с большой проходимостью людей. В остальном предприниматель получает поддержку со стороны компании-франчайзера: технологический проект, поставку и монтаж оборудования, консультации по ведению бизнеса, обучение персонала. Окупаемость проекта в среднем составляет 3-5 лет при рентабельности в 25-30%. "В странах Европы химчистка выходит на прибыль через 5-6 лет. В Украине сложно ответить на вопрос о сроках окупаемости. Мы несем затраты в валюте на запуск и расходные материалы. Товарооборот в гривне постоянно растет, но валютные колебания сильно влияют на финансовый результат", — отмечает директор сети химчисток "5àSec" (ООО "Дисиес Украина") Мариуш Журек.

Несмотря на легкость открытия бизнеса, 2015 год запомнился участникам рынка отсутствием новых конкурентов.

Стартовый капитал для открытия химчистки составляет $50-100 тыс., окупаемость — 3-5 лет, рентабельность 25-30%

Сомнительный рост

По данным Государственной службы статистики, объем рынка химчисток по состоянию на конец 2014 года составил 181,9 млн грн. По итогам января-сентября 2015 года объем рынка химчисток и прачечных составил чуть более 146 млн грн, при этом в III квартале объем реализованных услуг на 10,8 млн грн превысил показатель II квартала 2015 года.

К сожалению, своим ростом рынок обязан отнюдь не повышением спроса среди клиентов. Как отмечает Мариуш Журек, спрос в 2015 году вырос всего на 2% по сравнению с 2014 годом, в то время как стоимость услуг увеличилась на 18% (средний чек составляет 200 грн). Основными причинами повышения цен участники рынка называют девальвацию национальной валюты (большая часть реактивов и комплектующих закупается за границей), а также рост коммунальных тарифов и арендных ставок.

Объем рынка химчисток на конец 2014 года составил 181,9 млн грн

В итоге химчистка брюк обойдется клиенту минимум в 80-160 грн, платья — 120-600 грн (если платье свадебное, то цена может возрасти до 1000 грн), костюма — 240-360 грн, верхней одежды — 200-400 грн. Цена будет зависеть от качества изделия, характера и размеров пятен. Например, за сильно загрязненные вещи некоторые химчистки берут 50%-ную надбавку, также дополнительную оплату могут взять за комбинированные изделия (например, с кожаными и меховыми вставками), многоцветные вещи, скорость выполнения заказа.

"Из-за стремительного роста инфляции, снижения покупательной способности населения и подорожания услуг в 2015 году спрос был довольно слабым — люди все больше экономят на услугах прачечных и химчисток, предпочитая ухаживать за своими вещами самостоятельно", — сетуют в компании Unmomento, добавляя, что в столице спрос остается относительно стабильным за счет увеличения количества приезжих из других регионов и общего уровня деловой активности (большая часть клиентов химчисток — бизнесмены, которые сдают на чистку костюмы).

Существеннее других просела категория клиентов-юрлиц — желая сэкономить, отели, рестораны, фитнес-центры и медицинские учреждения отказываются от услуг химчисток. В компаниях подсчитали, что дешевле потратиться на оборудование и установить свои мини-прачечные, чем платить подрядчикам. Подкосило рынок и отсутствие новых торговых центров, в которых зачастую размещаются пункты приема из-за большой проходимости потенциальных клиентов.

В погоне за клиентом химчистки все больше диверсифицируют спектр своих услуг. Сегодня он не ограничивается лишь стиркой, чисткой одежды и выведением пятен — крупные сети предлагают клиентам услугу глажки изделий, ремонта одежды и обуви, хранения меховых изделий и даже обработки вещей наночастицами серебра для продления чистоты изделий и защиты их от болезнетворных микробов и вирусов. А некоторые компании и вовсе начали предоставлять клининговые услуги и услуги "домашнего мастера" для выполнения мелких ремонтных работ в квартире. Что ж поделать, если предпочтения клиентов сместились с чистого пальто на чистую квартиру.