Как украинскому предпринимателю начать бизнес в США

Сооснователь сети коливингов в Нью-Йорке украинец Сергей Старостин рассказывает об особенностях ведения бизнеса в США и сложностях, с которыми столкнулись украинские предприниматели на американском рынке

Начав регулярно ездить в США, мы с партнерами постоянно сталкивались со сложностью аренды жилья на средний срок — от 1 месяца до 1 года. Цены в крупных городах просто зашкаливали. У нас появилась идея создать предложение для среднесрочной сдачи жилья в аренду от месяца до 12 месяцев.

Так родился бренд Outpost Club, который занимается управлением жилой недвижимостью в США в формате коливинг(Communal Living), или домов совместного проживания для молодых людей.

Открывая свой бизнес в США, мы столкнулись с рядом особенностей американского рынка, о которых я решил рассказать подробнее.

О законах и документах

Перед регистрацией компании в Нью-Йорке у вас должны быть:

  • Американский адрес в штате Нью-Йорк — это может быть любой адрес, позже его можно будет сменить, но система устроена таким образом, что вам постоянно будет приходить много корреспонденции. На первых порах вы можете заказать услугу у посредников, если вы не находитесь постоянно в Нью-Йорке;
  • Мобильный телефонный номер — на него будут приходить коды доступа из банка, его нужно указывать в налоговых документах. Можно зарегистрировать бесплатный американский номер на Google Hangouts (который будет приниматься в банках), но для этого вам все равно нужно будет приехать в США и купить мобильный номер на период регистрации;
  • Понимание, нужны ли вам специальные лицензии — они бывают федеральными и локальными. Некоторые выдаются на фирму, некоторые выдаются на человека;
  • Зарезервировать необходимую сумму денег для старта на кредитной или дебетовой карте, выпущенной в любой стране мира. Начальный капитал для организации юридического лица в Нью-Йорке не требуется, однако есть виды бизнесов, которые требуют зарезервировать некоторую сумму денег в банке через механизм безотзывного депозита — как правило, эти требования указываются в лицензиях.

Организация и регистрация бизнеса

Основная сложность вначале — какой тип компании выбрать и как ее зарегистрировать. Основных типов компаний несколько — LLC, S Corporation, C Corporation, Partnership. Условия регистрации для каждой — разные.

Я остановлюсь на регистрации именно в штате Нью-Йорк — в других штатах ситуация может быть другой. Для ведения бизнеса в других штатах, возможно, необходимо будет дополнительно регистрировать свою фирму в них как представительство, так называемую Foreign Corporation, так как отношения между штатами — как между разными странами. Вы, как правило, будете открывать именно Domestic Corporation в штате Нью-Йорк.

Проще всего, не находясь физически в США или недавно переехав, зарегистрировать LLC или C Corporation. Вариантов регистрации несколько: можно обратиться в специальную фирму, которых сотни в интернете (за свои услуги они возьмут от $100 плюс все официальные платежи), можно все сделать самостоятельно на сайтах, указанных выше. Позже можно поменять как структуру организации (с LLC на C-Corp или S-Corp), так и прописку компании — во время подачи ежегодных налоговых отчетов, если, допустим, вы решитесь привлекать инвестиции — лучше переехать в Делавер (прецедентное право Делавера нацелено на защиту прав правления директоров и акционеров).

После этого необходимо зарегистрировать EIN — Employer Identification Number, даже если вы не собираетесь пока нанимать сотрудников. Этот номер будет требоваться для открытия счетов, уплаты налогов и во многих других случаях (например, для регистрации на PayPal, Stripe, Amazon). Сделать это можно на сайте IRS.

Позже, если надумаете нанимать сотрудников, нужно будет зарегистрироваться в Department of Labor.

Печати, сертификаты, акции — опционально. Скорее всего это вам никогда не понадобится.

После регистрации можно отправляться в банк и открывать счет. Как правило, банк попросит у вас адрес прописки компании, мобильный телефон, присутствие директора (владельца) компании, решение об открытии счета, EIN номер. Всю эту информацию можно вместить на лист А4 и оформить как решение учредительного собрания акционеров. Дебетную карту и чековую книжку вышлют на адрес регистрации. В банке просят положить на счет $50-100 при открытии счета.

Бюджет на открытие фирмы — около $400-1000. Никакие специальные визы для открытия бизнеса не нужны — можно все оформить, имея туристическую визу.

Налоги и бухгалтерия

Бухгалтерию проще всего вести в специальной программе. Мы используем QuickBooks. В ней же можно выставлять счета, автоматически загружать все транзакции из банка и делать ежемесячное сведение книг. Все очень просто и понятно — для работы в QuickBooks можно пройти общий курс по бухгалтерии в США (например, на Coursera).

Бухгалтера можно нанять на аутсорсе — раз в квартал делать сведение и отчеты для подачи налоговых деклараций. Если вести бухгалтерию самостоятельно, вы будете платить только за месячную подписку на систему бухгалтерии — как правило, это от $7 до $50 в месяц. Услуги бухгалтера могут стоить от $300-500 в год.

Налоги в США считают не бухгалтеры, а специальные люди и фирмы, занимающиеся налогами, на основании отчетов, подготовленных бухгалтерами. Мы сотрудничаем с Liberty Tax.

Налоги платятся раз в год. Отчеты по C-Corp подаются раз в квартал, LLC — раз в год. Как правило, грамотный налоговый консультант поможет учесть специфику вашего бизнеса и оптимизировать налоги. Налоги делятся на локальные (налоги города — например, New York City tax), налоги штата (например, New York State — Franchise tax) и федеральные налоги (например, Sales Tax). В США нет НДС. Услуги по подготовке налоговых отчетов зависят от размера и специфики бизнеса и в первые годы работы вряд ли превысят $300-600. Первые год-два работы могут быть убыточными — это абсолютно нормально, в этом случае вы будете платить минимальные налоги, которые требуют город и штат. Для Нью-Йорка это $25 и $25 соответственно.

Налоги считаются в зависимости от специфики бизнеса, как правило, самые крупные налоги — налоги на прибыль (от 4 до 9%), sales tax — если вы что-то продаете или перепродаете (8,875%).

Юристы и нотариусы

Юристы в США стоят очень дорого, но большинство информации и шаблонов документов вначале можно найти в интернете, изучая конкурентов, на специализированных форумах.

Стоит также отметить, что в Штатах нужно очень аккуратно следить за юридическим сопровождением того, что за услуги вы предоставляете, какие продукты вы продаете, что вы или ваши сотрудники говорят клиентам и не дискриминируют ли кого-то — американцы любят обращаться в суд по малейшему поводу. Это легко и дешево — любой клиент или человек с улицы может обратиться в суд и за $30 подать иск. Приходится следить не только за собой, но и за своими сотрудниками, потому что они представляют вашу компанию. В зависимости от специфики бизнеса, возможно, потребуется сделать специальные юридические документы для взаимодействия с клиентами или бизнес-партнерами, так как все, что не прописано в договорах, может интерпретироваться не в вашу пользу.

Однако за полтора года работы в США у нас не было сложных случаев, мы не тратились на юристов изначально и всегда решали все вопросы с клиентами на уровне бизнеса. Клиенты в США привыкли сразу получать возмещение за любую покупку или сервис, который им не понравился.

С бизнес-партнерами любая устная или письменная коммуникация уже является официальной — никому не нужны печати или бумаги, однако я рекомендую все равно в свободном формате прописывать в электронной почте хоты бы Heads of Terms — основные положения вашей договоренности, вне зависимости от того, будет подписан официальный контракт или нет. Например, вы покупаете мебель: зафиксируйте в почте срок и время поставки, за чей счет выполняется транспортировка, перечень и стоимость мебели, условия оплаты, кто собирает мебель, кто поднимает ее на этаж, кто подключает к сетям, кто отвечает за стоимость транспортировки в случае возврата, гарантию, контактные номера — юристы для этого не нужны, все можно сделать в свободном формате. Все не проговоренное и не зафиксированное будет трактоваться в пользу вашего контрагента.

Нотариусом может быть сотрудник вашего банка — поэтому не спешите платить за услуги нотариусов, спросите в своем банке: как правило, своим клиентам они заверяют все документы бесплатно.

Копирайт, права, зарегистрированные товарные знаки, использование фото или видео людей — тут все очень строго. Делая веб-сайт, заплатите $2 за иконку или фотографию, чтобы позже вам не выкатили судебные иски или требования погасить издержки. При работе через сайты фрилансеров, как правило, юридическое оформление прав на передачу материалов берет на себя сайт. При вольном найме в США или за его пределами пропишите короткий договор передачи прав или хотя бы зафиксируйте это в электронной почте.

Использовать фото или видео людей без их согласия также запрещено — если вы хотите фотографировать или снимать ваших клиентов, подумайте, как это оформить юридически, но обязательно возьмите с них согласие.

Так же нужно относиться и к своим объектам интеллектуальной собственности. Зарегистрировать патент будет стоить от $2500 за суперпростой патент, в среднем — около $15-20 тыс.

Например, патент на компьютерный метод для выполнения определенной функциональности в интернете:

  • Патентный поиск и юридическое мнение = $2,500 до $3,000
  • Подготовка и подача временной заявки на патент = $6,000
  • Официальные платежи в USPTO за временный патент = $130 (для маленькой компании)
  • Постоянный патент, на основании временного патента — подготовка и подача = $10,000 до $12,000
  • Официальные платежи в USPTO за постоянный патент = $800 до $1,250 (для маленькой компании)
  • Профессиональные иллюстрации для временного патента = $500
  • ВСЕГО = от $19,93 до $22,880

Товарный знак — официальные платежи $225-275 плюс стоимость услуг юриста (если вы не сможете сами подать все документы или хотите провести поиск по торговым маркам), который будет помогать с документами — в районе $125 в час. Вполне можно обойтись без юриста. Каждые 10 лет товарный знак нужно продлевать. Можно сделать регистрацию в конкретном штате ($100-200) или на территорию США ($275-375).

Недвижимость и аренда

В Нью-Йорке очень сложно и дорого арендовать жилье или офис. Если у вас нет истории аренды в Нью-Йорке, скорее всего лендлорды (собственники помещений) захотят увидеть вашу детальную историю, включая ваш номер Social Security (персональный налоговый номер), которого у вас быть не может, если вы не работаете или не живете в США легально; банковские данные и выписки (сколько денег на счету), отзывы от предыдущих арендодателей в виде письма о том, что вы вовремя платили аренду; семейное положение, документы на компанию, если вы будете заключать договора аренды на фирму. Договора, как правило, заключаются на 12-18 месяцев. Если ранее не было истории в Нью-Йорке, с вас могут взять до 6 месяцев арендных платежей авансом и одну месячную сумму возьмет себе риелтор. Все квартиры или офисы сдаются без мебели.

На сегодня часть этих вопросов решаются через сервисы CoLiving или CoWorking.

Команда и сотрудники

В Нью-Йорке очень много наших соотечественников, с которыми легче поладить, потому что ты знаешь особенности менталитета. У нас работают как наши соотечественники, так и люди из других стран.

Оплата за большинство видов работ — почасовая. Вариантов найма есть несколько — полноценный наем на Payroll или сотрудничество как с независимым контрактором.

При найме в штат организации необходимо будет уплачивать несколько налогов, включая Income tax (снимается авансом с зарплаты сотрудника в районе 6,5% за сотрудника), платить с зарплаты Social Security tax (в среднем 6,2% с зарплаты + 6,2% с фирмы) и Medicare tax (в среднем 1,45% с зарплаты + 1,45% с фирмы) и Unemployment tax (в среднем от 1,2% до 9% в зависимости от типа бизнеса и штата). Ряд сервисов, включая QuickBooks, считают и оплачивают это автоматически за вас.

Минимальная ставка почасовой оплаты в Нью-Йорке — 9,7$ в час.

Вариант с независимым контрактором: вы платите такому человеку оговоренную цену за услугу, а человек сам в конце года считает и платит свои налоги. Тут важно правильно определить, можете ли вы нанимать сотрудника именно таким методом.

О местных особенностях

В общем инфраструктура для предпринимателей очень развита. Начиная от отправки товара: все отправляется и доставляется с минимальным вовлечением в процесс, очень много специализированных программ по проектному менеджменту — они предлагают их бесплатно или за небольшие деньги малому бизнесу. Например, мы пользуемся сервисом Tokeet, он позволяет вести бронировки, базу клиентов, делать рассылки, отсылать инвойсы.

Square абсолютно бесплатно отправляет всем владельцам небольших компаний компактное оборудование для приема оплаты кредитной картой. Есть много государственных и некоммерческих организаций, которые устраивают бесплатные тренинги для предпринимателей и к которым можно обратиться за советом.

В США все привыкли легко покупать и легко возвращать товары, а иногда и услуги. Сегодня человек покупает, а завтра передумывает. Нужно быть к этому готовым.

Здесь много юридических тонкостей. Например, нельзя просто выселить человека из квартиры, даже если он не платит. Есть целый ряд обстоятельств, которые защищают квартиросъемщика — поэтому лендлорды очень тщательно относятся к подбору арендаторов. Очень сложное законодательство по зонированию, типированию домов, возможности использовать то или иное здание под бизнес.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о каналах продаж или продвижения. Например, такие гиганты как AirBnB, Uber или Amazon могут с легкостью забанить вас без объяснения причин. Дозвониться или дописаться до них практически невозможно. Получается, очень легко начать работать через онлайн-каналы продаж, но так же легко и потерять эти каналы. Также в последнее время государство в лице отдельных городов и штатов начинает активно регулировать деятельность онлайн-сервисов, и нужно быть к этому готовым, всегда иметь план "Б"; запуская новый онлайн-сервис или ориентируясь на существующие онлайн-сервисы, быть готовым, что город, в котором вы работаете, до выяснения причин может приостановить работу сервиса.