НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,75

43,51

Что привело угольную компанию "Садовая" к дефолту

Одна из малых угольных компаний Украины заявила о провале обязательств перед банками. В Sadovaya Group надеются на реструктуризацию своего более чем $40-миллионного долга. Банки пока молчат
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Угольная компания Sadovaya Group (25% котируется на Варшавской фондовой бирже, основной бенефициар — Александр Толстоухов) заявила о дефолте по выплате кредита ЕБРР и резком падении финансовых показателей. Согласно полугодовому отчету компании, который был обнародован на сайте Варшавской фондовой биржи, ее чистый убыток за январь-июнь 2013-го составил $7,63 млн против чистой прибыли в $2,8 млн за аналогичный период прошлого года (АППГ). Такое ухудшение вынудило руководство Sadovaya прекратить процентные платежи банкам, и начать поиск платежеспособного партнера на стороне. В чем причина провала компании?

Кредит на кредите

Локальный кризис для Sadovaya Group начался еще прошлой осенью, когда в октябре 2012-го компания приостановила добычу на своей алчевской шахте "Садовая" из-за низкого спроса на уголь. Несколько позже на ремонтные работы был остановлен второй актив компании — шахта "Рассвет-1".

По словам старшего аналитика ИК Dragon Capital Дениса Саквы, остановка шахт позволила снизить денежные расходы на оплату труда и электроэнергию. "Однако оставались высокие затраты на поддержание шахт в рабочем состоянии и обслуживание долговой нагрузки (на конец 2012 года объем кредитов и займов компании составлял $42,9 млн — ред.). В совокупности эти два вида затрат составляют около $6,5 млн в полугодие", — отмечает аналитик.

По итогам 2012 года Sadovaya получила $14,6 млн убытка против с $10,3 млн чистой прибыли годом ранее. За прошлый год компания, согласно собственному отчету, сократила продажи угля на 55% — до 570 тыс. тонн на фоне падения добычи на 15% в сравнении с 2011 годом — до 407 тыс. тонн. "Сейчас (по состоянию на сентябрь 2013 года — ред.) на счетах компании осталось около $150 тыс., и дальнейшие платежи по обслуживанию кредитов стали невозможными", — констатирует Саква.

На конец июня 2013 года долг Sadovaya Group перед ЕБРР составлял $18 млн, перед ОТП Банком — $21,29 млн. Евгений Тимошенко, руководитель департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites, говорит, что в первой половине нынешнего года компания уже приостанавливала выполнение обязательств перед ОТП Банк и Кредит Днепр, но громкими заявлениями это не сопровождалось. В ОТП Банке на запрос Delo.UA касательно выплат Sadovaya Group ответили, что данная информация является банковской тайной и не подлежит разглашению.

Тимошенко подчеркивает, что в данном случае речь идет о техническом дефолте компании по задолженности перед ЕБРР. По его мнению, владельцам компании в данный момент нечего опасаться. "Оба банка (ЕБРР и ОТП — ред.) — международные финансовые организации с хорошей практикой построения диалога с бизнесом. Кроме того, в условиях кризиса угольного рынка у них нет особого интереса добиваться отчуждения прав на (заложенное по кредитным договорам — Ред) имущество в свою пользу", — уверен эксперт.

В конце 2012 года Sadovaya Group оценивала свои активы в $100 млн.

В надежде на реструктуризацию

Александр Мартыненко, аналитик ИГ "Инвестиционный Капитал Украина", отмечает, что основными причинами резкого падения объемов производства и продаж компании стал избыток аналогичной угольной продукции на внутреннем рынке. Другие эксперты объясняют неудачу Sadovaya "сложностями конкуренции" с более крупными игроками рынка и государственными шахтами.

Что касается "крупного частного сектора", то генерирующие компании, входящие в состав ДТЭК Рината Ахметова, используют уголь собственной добычи в рамках вертикальной интеграции. А господдержка, по словам Саквы, приводит к следующему: "Уголь покупают в первую очередь у госпредприятий. Небольшие частные компании вынуждены простаивать, несмотря на более низкую себестоимость добычи, по сравнению с госшахтами".

Представитель Integrites в качестве наиболее вероятного решения кредитных проблем Sadovaya называет возможную реструктуризацию (отсрочку) долга. В самой компании рассуждают схожим образом. В отчете приводятся слова главы компании Александра Толстоухова о том, что Sadovaya ведет переговоры с ЕБРР о реструктуризации долга. При этом выражается надежда, что поддержанный финансированием этого банка проект добычи угля из отвалов будет продолжен.

А вот аналитику Dragon Capital перспективы Sadovaya Group представляются туманными — особенно, в части поиска партнера, способного предоставить компании столь необходимое финансирование. "Нынешняя долговая нагрузка делает сомнительной покупку сторонним инвестором, как и попытка выйти из данной ситуации самостоятельно", — полагает он.

Польский фондовый рынок на этот дефолт отреагировал достаточно вяло. Утром, 19 сентября, до объявления о проблемах, акции Sadovaya Group (SGR) котировались на уровне 1,14 злотых за штуку (около $0,37 по курсу Национального банка Польши). После заявления их стоимость упала до 1,05 злотых за акцию ($0,34). На закрытии торгов стоимость одной акции зафиксировалась на уровне 1,10 злотых ($0,35).

Стоит напомнить, что на момент IPO компании на Варшавской бирже в конце декабря 2010 года акции SGR котировались на уровне 14,39 злотых/штука (около $4,63). Минимум их стоимости — 0,93 злотых за акцию ($0,29) — был зафиксирован после обнародования производственных показателей за I квартал 2013 года.