- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Транспорт
- Дата публикации
Что стоит за смягчением экологического контроля в портах
На прошлой неделе глава Мининфраструктуры Владимир Козак заявил, что Кабмин рассматривает вопрос об изменении "Правил охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения". Презентованные министром новшества должны привести наше законодательство в соответствие с международным морским правом. Что реально происходит в сфере экологически-портового контроля в Украине?
Балласт на $45 млн
Из упомянутых Правил предполагается исключить положение о контроле так называемого "изолированного балласта" — забортной воды, которая принимается в специальный технологический танк, отделенный от грузовой и топливной системы судна. За точными терминами присутствует давняя уже и совсем не прозрачная проблема участников портового бизнеса — заходящих в Украину судов и обслуживающих их стивидоров.
В теории — по нормам международной конвенции MARPOL-73/78, которую Украина ратифицировала в 1993 году — все выглядит логично и беспроблемно. Изолированный балласт сбрасывается в портах прихода судна без ограничений и не подлежит какому-либо контролю. На практике — и это уже почти секрет полишинеля — в украинских портах неоднократно возникали ситуации, когда капитан судна, выливая балластную воду в акватории, становился нарушителем: по нашим экологическим правилам в трактовке экологических чиновников. И судно вынуждено было простаивать в порту до тех пор, пока экологи не проведут "химический контроль изолированного балласта".
Показательный случай из 2010 года. Тогда одно из африканских дипломатических представительств официально обратилось в наш МИД с жалобой на коррупцию контролирующих органов в портах Украины. С капитана судна, приписанного к порту той африканской страны, помимо портовых сборов истребовали $3650 "за операции с балластными водами".
Другой, более "свежий пример" пришелся на октябрь нынешнего года. В Одесском порту представители экологической инспекции предъявили претензии капитану болгарского судна Lena Koleva, потребовав проведения контроля изолированного балласта, которого уже не было на судне. После того как в спецтанк была залита причальная вода с последующим предоставлением на экспертизу, судну все же разрешили начать погрузку. До этого был многодневный простой судна, который обошелся в порядка $50 тыс.
По подсчетам отраслевых экспертов, ежегодный "коррупционный оборот" в связи с контролем изолированного балласта в украинской портовой сфере составляет около $45 млн.
(Не)Доработка
Проект изменений в Правила предусматривает также исключение из них и такого понятия как "требования об экологической декларации", дублирующей по сути паспорт судна. Эту декларацию, по словам адвоката Артема Волкова, руководителя практики морского права ЮФ "АНК", наши контрольно-экологические чиновники требовали, невзирая на нормы опять же международного морского права. А именно — Конвенции по облегчению международного морского судоходства. "Она была принята в 1965 году и содержит перечень документов, который капитан обязан предоставлять администрации порта. В этом перечне судовой экологической декларации нет", — констатирует адвокат.
Участник портовой деятельности на правах анонимности в разговоре с журналистом Delo.UA подчеркивал — подобное поведение государственных служащих в морских портах подрывает инвестиционную привлекательность Украины и отпугивает иностранных судовладельцев. По его словам, показательным является тот факт, что крупные P&I компании (клубы взаимного страхования — Ред.) отказываются страховать судовладельцев, которые отправляются в Украину. Причина — "риски слишком непрогнозируемые".
Один из источников Delo.UA сообщил, что проект постановления КМУ о внесении изменений в Правила запросили в Минприроды Украины — на изучение и доработку. Источник не исключил, что "по итогам доработки" в тексте документа появится формулировка о проведении экологической экспертизы в отношении судов, срок службы которых превышает 30 лет. По его словам, в украинские порты сейчас нередко заходят иностранные корабли, которые используются больше названного срока.
В Мининфраструктуры Украины предоставить какие-либо дополнительные комментарии относительно грядущих корректив в Правила охраны внутренних морских вод /…/ отказались. В телефонном разговоре юрист этого министерства Елена Коваленко отметила, что Мининфраструктуры еще не получило протокольных решений по данному проекту, поэтому "комментировать (его) положения еще рано". Сообщить о дате публикации документа в этом министерстве также не смогли. В Государственной экологической инспекции на запрос Delo.UA на момент публикации материала не ответили.