НБУ курс:

USD

41,51

+0,10

EUR

45,16

--0,05

Наличный курс:

USD

41,65

41,55

EUR

45,40

45,20

Что у НАБУ есть на частного поставщика топлива "Трейд Коммодити"

Детективы-антикоррупционщики провели второе громкое задержание за две недели. Почему на этот раз пришли к частному поставщику топлива с обвинением в растрате 150 млн гривень?
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

На прошлой неделе Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) задержало двух чиновников Министерства обороны Игоря Павловского и Владимира Гулевича. Новая неделя началась с задержания Владимира Трофименко — инвестора "Трейд Коммодити", фаворита государственных тендеров на поставку топлива. Почему антикоррупционное ведомство занялось частным трейдером и чем это грозит "Укрзализныце"?

Успешный новичок

В апреле 2016 года Министерство обороны объявило тендер на закупку топлива в системе публичных закупок Prozorro. Объемы тендера впечатляли: 70,1 тыс. тонн различных видов топлива на 1,3 млрд грн: бензин, дизтопливо (летнее и зимнее) и топливо для реактивных двигателей.

Малоизвестная на тот момент ООО "Трейд Коммодити" выиграла 15 лотов, предложив топливо по более низкой цене в сравнении с конкурентами. Например, разница с "Вог Аеро Джет" по одному из лотов была 6 тыс. грн: "Трейд Коммодити" предложила 70,29 млн грн, а "Вог" — 70,296 млн грн.

Несмотря на выигранные торги и судя по судебному реестру, Минобороны и "Трейд Коммодити" сложно назвать успешными партнерами. Компания отказывалась отгружать топливо без повышения цены, пересмотров объемов, а порой и спецификации топлива. По отдельным лотам пересмотры контрактов доходили до четырех дополнительных соглашений, что неудивительно. В случае роста цен на рынке, Закон "О публичных закупках" разрешает повысить цену не более чем на 10%. У "Трейд Коммодити" рост составил в среднем 16% на лоте. В итоге два пересмотра касались цены, а третий — спецификации топлива.

По закону о закупках такие операции можно проводить с согласия заказчика, если стоимость контракта в итоге не увеличивается. Чтобы уложиться в бюджет тендера, объем закупки топлива уменьшился с 70,1 тыс. тонн до 61,55 тыс. тонн. Например, вместо 29 тыс. тонн дизеля класса 2 (можно использовать до -32 С) для Минобороны купили 25,19 тыс. тонн класса 1 (можно использовать до -26 С).

О тендере Минобороны в сентябре 2016 года написал директор "Консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. По данным эксперта, вскоре после фиксации максимума цен в дополнительных договорах "Трейд Коммодити" с Минобороны цены на дизтопливо на украинском рынке начали снижаться, но договоров это не коснулось. По подсчетам Куюна, переплата ведомства своему поставщику составила свыше 100 млн грн.

Несмотря на публикацию и публичный резонанс, "Трейд Коммодити" выиграла 48 тендеров из 101, на которые подавала документы. Топливо у поставщика закупали "Укрзализныця", "Энергоатом", Мариупольский, Бердянский, Белгород-Днестровский морские порты и многие другие. Общая стоимость выигранных тендеров "Трейд Коммодити" стремится к 7 млрд грн. При этом, по данным системы YouControl, в 2016-м доход компании вырос почти в 5 раз, до 3,5 млрд грн, а чистая прибыль — более чем в 10 раз, почти до 70 млн грн.

Владимир Трофименко, который представился как инвестор "Трейд Коммодити", рассказал, что в 2016 год волонтеры, которые внедряли систему Prozorro в Минобороны, искали поставщиков топлива. Тогда Трофименко нашел "ребят в Каменском", для которых вместе с другими инвесторами нашел средства для закупок топлива и помог получить банковскую гарантию для участии в крупных тендерах.

Для сравнения, в 2015 году "Трейд Коммодити" выиграла тендеры на поставку топлива госкомпаниям на 37 млн грн, а в 2016 — на свыше 3 млрд грн. Трофименко успехи компании оценивает скептически: "Мы не спекулянты, мы не занимаемся тем, чтобы заработать $100-200 на тонне. У компании за прошлый год заработок — меньше 1% со всего оборота. 150 грн на тонне — хорошо, мы заработали деньги".

Тем не менее, столь успешную деятельность приостановило уголовное производство НАБУ о нанесении 149 млн грн убытков государственному бюджету.

Расследование по закупке Минобороны велось год — с сентября-2016. Уже 11 октября 2017 года Соломенский суд Киева избрал отправил под круглосуточный домашний арест заместителя министра Игоря Павловского и главу департамента госзакупок Владимира Гулевича. 16 октября детективы НАБУ задержали Владимира Трофименко, которого назвали фактическим собственником "Трейд Коммодити". Директора и основателя компании Вадима Майко ожидают увидеть в Украине в ближайшие дни. По словам Трофименко, Майко был в отпуске, когда стало известно о подозрениях НАБУ и не успел вернуться.

Инвесторы "Трейд Коммодити" Владимир Трофименко и Андрей Адамовский. Фото Сергея Чепинского.

До задержания Трофименко 16 октября он со вторым публичным инвестором "Трейд Коммодити" Андреем Адамовским успели провести пресс-конференцию, суть которой сводилась к попытке развеять сомнения в добросовестности компании в целом и прошлогоднего тендера для Минобороны в частности.

Трофименко предоставил копию письма от НАБУ от 28 сентября 2017 года, согласно которому у бюро "нет уголовных производств" в отношении уполномоченных лиц предприятия (по ст. 209 и 306, ч. 1-2 368-3, ч. 1-2 ст. 368-4, ст. 369 и 369-2, ст. 258-258-5. Однако, в НАБУ напомнили, в качестве свидетеля в криминальном производстве проходит В.Тиховлис.

Дешевое-дорогое топливо

Трофименко рассказал, что 95% поставляемого топлива — импортное (Средиземноморье, Беларусь). А собственное производство на нефтебазе в Каменском достигает 1000-3000 тонн в месяц.

Поэтому, в поставках компания ориентируется на европейские рынки нефтепродуктов и котировки Platts. Что касается прошлогоднего тендера Минобороны, то с момента победы на аукционе (19 апреля) и до подписания контракта (13-18 мая) цена Platts по дизтопливу выросла с $370,25 до $443,75, по бензину — с $460 до $512,25, а топливо для реактивных двигателей — с $385,25 до $451,5. К июню 2016 года "Трейд Коммодити" убедила чиновников Минобороны в необходимости повысить цены в среднем на 16%.

Не меньше половины времени пресс-конференции прошло в бурной дискуссии вокруг текста Куюна годичной давности: по мнению организаторов, расследование НАБУ базируется именно на его тексте. Подозрения инвесторов усиливает тот факт, что оценка потерь Минобороны у бюро и Куюна — 149 млн грн.

Инвесторы считают источником всех проблем компании расследование Куюна и происки конкурентов. Фото: Сергей Чепинский

Проблему "двойного" повышения цен для Минобороны комментирует адвокат компании Виталий Касько ("Васыль Кисиль и партнеры"). По словам адвоката, нюанс в том, что закон допускает повышение цены на 10%, но с разъяснительной документацией Министерства экономики это допустимо не раз. Поэтому "Трейд Коммодити" повышала цены в два этапа: первые дополнительные договора по лотам составили 8-10%, вторые — на 4-5%.

По словам Трофименко, рост цен обусловлен "неопытностью трейдера": он утверждает, что контракт "Трейд Коммодити" с Минобороны был первой настолько объемной поставкой, и трейдер попросту не захеджировал риски: подождал подписание договора, а затем — заказал весь объем топлива. При этом, на вопрос, у кого компания закупала такой объем топлива для Минобороны, Трофименко называет Coral (международный трейдер Coral Energy — ред.). По его словам, "поставки, как правило, идут через международных трейдеров", однако он признает, что "Трейд Коммодити" могла привлекать и украинских трейдеров. "Объем поставок был очень большой, а время поставок — очень ограничено", — говорит представитель "Трейд Коммодити".

Что касается расследования НАБУ, то, по словам Касько, уполномоченные организации подтвердили факт колебаний цены на топливо в 2016 году (Держзовнишинформ и Днепропетровская торгово-промышленная палата). В данном контексте, юрист "Трейд Коммодити" акцентирует внимание на том, что подписание дополнительных договоров происходило по взаимному согласию.

"По моему мнению, тут основное — согласие сторон. Того, кто хочет поднять, и того, кто предлагает поднять. Если, например, госпредприятие считает, что лучше приобрести по этой цене, чем огласить новый тендер и купить потом дороже, то это его риски", — заявил Касько. При этом адвокат добавил, что Министерство обороны, в данном случае, имело все возможности не подписывать эти дополнительные договора и выйти с новым тарифом.

Судя по выступлениям Касько, юристы компании будут пытаться вывести дело "Трейд Коммодити" в хозяйственную плоскость. К примеру, адвокат указывает, что если кому-то не нравится цена, по которой компания продавала Минобороны топливо, то с этим нужно идти в Хозяйственный суд, а не в НАБУ.

"Если кому-то в Минобороны не нравится повышение цены на данный момент, пожалуйста, обращайтесь в Хозяйственный суд, который, разобравшись, может обязать контрагента допоставить товар на соответствующую сумму. Однако, этого никто не делает. Если вы скажете о том, что Министерство обороны не хочет этого делать (якобы оно заинтересовано в этом), то такое право имеет прокурор и НАБУ. И так они сделали в делах с другим нефтетрейдером", — рассказал Касько журналисту Delo.UA.

Гроза миновала?

Получится ли на этот раз у НАБУ в суде или хотя бы своим коллегам из САП доказать растрату средств Минобороны и завышенные цены поставок топлива — неизвестно. Но даже президент Петр Порошенко высказывался о недопустимости воровства на армейских нуждах и обещал "отрубать ворам руки".

Впрочем, пока суд отпустил под домашний арест тендерщиков из Минобороны Павловского и Гулевича. А Павловского вообще был готов взять на поруки замсекретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Олег Гладковский.

Пока же проблемы грозят скорее нынешним покупателям "Трейд Коммодити". По словам директора по коммуникациям "Трейд Коммодити" Романа Могилы, в случае блокирования счетов компании под угрозой срыва поставки для "Укрзализныци" и Минобороны на 800 млн грн. Ведь в июле-сентябре 2017 года трейдер выиграл очередные восемь тендеров.