Демонтаж "схемы" — шаг к экономике замкнутого цикла

При каких условиях станет реальностью Национальная стратегия обращения с отходами и в чем она совпадает с законопроектом "Об упаковке и отходах упаковки"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Еще одна важная реформа в Украине, кажется, получила шансы на воплощение в жизнь. Речь идет о демонтаже схемы обращения с твердыми бытовыми отходами, десятилетиями загрязняющими окружающую среду.

Кроме свалок — как санкционированных, так и стихийных — эта схема породила сеть коррупционных связей, в которую оказались втянуты органы местного самоуправления, государственные контролирующие инстанции, предприятия по вывозу бытовых отходов и компании, контролирующие свалки. Схема просто высасывает деньги муниципалитетов, собранные у населения в качестве тарифов за вывоз отходов и превращает их в дорогие автомобили и дома для "схемщиков"- коррупционеров.

Перегруженные свалки, отсутствие раздельного сбора и, как следствие, загрязнение окружающей среды отходами и продуктами их разложения — это лишь "невинный" побочный эффект.

И вот, похоже, эта схема доживает последние месяцы — министр экологии представил в Кабинете министров принципы и структуру Национальной стратегии обращения с отходами, разработанную совместно с международными партнерами. Соответствующее место в документе отведено и обращению с твердыми бытовыми отходами, частью которых являются отходы упаковки — ценное сырье для перерабатывающей промышленности.

Масштаб проблемы

Чтобы понять важность проблемы твердых бытовых отходов и опасность, которую представляют свалки и полигоны по их захоронению, достаточно представить себе грузовой поезд длиной от Киева до Чикаго состоящий, из 650 тыс. вагонов, наполненных бытовыми отходами (это 48 млн куб. м или 11,8 млн. т)!

И это только учтенные и санкционированные отходы, собранные лишь в 2015 году. Поскольку системой сбора бытовых отходов охвачено лишь 78% населения Украины, то реальный объем еще на 15-25% больше. Понятно, что отходов будет становиться все больше по мере роста потребления товаров населением. Потенциал Украины в этом смысле еще далеко не исчерпан.

Куда деваются эти 650 тысяч вагонов отходов каждый год? Ответ прост — их увозят на свалки.

По официальным данным, в 2015 году 94% твердых бытовых отходов было отправлено на захоронение на полигоны. Лишь 5,93% отходов были утилизированы, в том числе 2,73% (1,3 млн м3) сожжены на единственном мусоросжигательном заводе в Украине, расположенном в Киеве. Он был построен еще в 1986 году и далек от современных подобных предприятий.

От 30% до 40% этой огромной массы составляют отходы упаковки: полимерные материалы (ПЭТ-бутылки, полиэтиленовая пленка, пластиковая тара и т.д.), бумага и картон, стекло, металл. Это миллионы тонн ценных ресурсов, которых так не хватает перерабатывающим предприятиям.

Отходы — в доходы

Принципы Стратегии, представленной в Кабмине, предлагают на основе международного опыта решить обе главные проблемы — минимизировать объем отходов, попадающих на свалки, и резко увеличить количество ресурсоценных отходов, которые идут на переработку как сырье для производства новых товаров и материалов. Имеем и экологический эффект, и экономический.

Стратегия будет закреплять те же приоритеты в сфере обращения с отходами, что действуют и в Европейском Союзе. Главная цель — предотвращение создания отходов или их минимизация.

650 тыс. вагонов можно заполнить бытовыми отходами, что образуются в Украине за год

Вторая по значению цель — повторное использование для как можно большего количества упаковки, товаров и материалов (например, повторное использование стеклянной тары).

Третья приоритетная цель — переработка как можно большего количества отходов в качестве сырья для производства.

И лишь потом — утилизация, сжигание, захоронение, но только тех отходов, которые не могут быть переработаны и не представляют опасности для окружающей среды.

В качестве цели в принципах Стратегии стоит достижение к 2022-му году 50-% охвата раздельным сбором ресурсоценных компонентов твердых бытовых отходов, к которым принадлежат, по крайней мере, следующие: бумага, металл, пластик, стекло.

50-% использованных бумаги, металла, пластика, стекла планируется перерабатывать в Украине к 2022 году

К 2030-му году планируется достичь 90% — т.е. подавляющее большинство ценных материалов будет возвращаться повторно в экономический цикл. Здесь следует отметить, что в Европейском Союзе 2030-й год также определен в качестве граничного для достижения идентичных целей в контексте реализации политики "экономики замкнутого цикла".

Совпадения не случайны

Интересно, что в украинском парламенте в 2016 году зарегистрирован законопроект №4028 "Об упаковке и отходах упаковки", в котором эти цели практически совпадают. В документе предусматривается поэтапно за пять лет достичь уровня по сбору бумажной и картонной упаковки — 65%, стекла — 65%, пластмасс и металлической упаковки — 35%, деревянной — 50%.

Методы, которыми законопроект предлагает оперировать также полностью совпадают с презентованными Министерством экологии принципами: расширенная ответственность производителя (РОП) — индивидуальная или групповая — реализованная путем создания организаций расширенной ответственности производителя.

Речь, конечно, не идет о случайных совпадениях. Законопроект создавался на тех же принципах и подходах, что и Стратегия: с учетом Директив Евросоюза и его огромного опыта. Особенно тех стран, где расширенная ответственность и раздельный сбор отходов успешно существуют уже более десяти лет и где около половины или даже больше твердых бытовых отходов перерабатывается (отходы упаковки) и компостируется (пищевые отходы). К числу таких стран можно отнести Бельгию, Германию, Швецию или Австрию. На полигоны там практически ничего не попадает.

При разработке законопроекта №4028 был учтен и удачный опыт новых стран ЕС, например, Чехии и Эстонии. Там за короткий период с помощью механизмов раздельного сбора и расширенной ответственности производителя удалось добиться достаточно высокого уровня переработки и компостирования твердых бытовых отходов.

Главный барьер

Конечно, на пути достижения этих целей — серьезные трудности. К ним относится прежде всего сопротивление высоких чиновников, бизнесменов и политиков, которым старые схемы приносят доходы. Кроме того, "под куполом" отсутствует единое видение реформирования сферы бытовых отходов и слабо понимают принцип расширенной ответственности производителя те, кто принимает решения,

Это самый серьезный барьер. Отсутствие навыков раздельного сбора и экологического мышления у населения является гораздо меньшей проблемой, которую, как показывает опыт, организации РОП успешно решают.

Необходимо будет также создать стандарты для полигонов и провести реформу тарифов, как и реформу тендерного законодательства, которое практически делает невозможным участие бизнес-сектора в системе обращения с твердыми бытовыми отходами.

Но главный шаг все же сделан. Кабинет министров продемонстрировал политическую волю — слово за парламентом.

Надеюсь, бизнес-ассоциации, общественные организации, экологи займут активную позицию, чтобы принципы раздельного сбора бытовых отходов и расширенной ответственности производителя были воплощены депутатами в законодательстве.