- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Депутаты серьезно взялись за алкогольные и табачные акцизы
Эта неделя выдалась жаркой на законопроекты, которые предполагают рост акцизов на алкогольные и табачные изделия. Три дня — три законопроекта. Delo.UA попыталось разобраться, какие изменения предлагает каждый из этих документов и как они могут повлиять на отрасли.
В понедельник в Раде был зарегистрирован законопроект главы налогового комитета Верховной Рады Виталия Хомутынника о внесении изменений в Налоговый кодекс касательно ставок отдельных налогов и налоговых льгот (№3757). Текст законопроекта в Раде так и не появился. В приемной Виталия Хомутынника Delo.UA сообщили, что автор отозвал документ на доработку. Текст законопроекта должен появиться на сайте парламента 19 декабря.
Во вторник в парламенте был зарегистрирован законопроект депутата-регионала Валерия Омельченко с практически идентичным предыдущему названием (№3757-1). Законопроект не предполагает рост акцизов на пиво и натуральные вина. При этом акцизы на крепленые вина и вермуты повышаются на 15% (с 2,51 грн до 2,89 грн/литр), на игристые вина на 13% (с 3,65 до 4,15 грн/литр), на этиловый спирт на 13% (с 49,49 до 56,2 грн/литр 100%-го спирта). Также нардеп предлагает установить акциз на сидр, перри, а также другие алкогольные напитки, которые содержат спирт.
Сегодня в Раде был зарегистрирован еще один схожий законопроект, авторства депутатов от "Батькивщины" Сергея Терехина и Андрея Сенченко (3757-2). Согласно документу предполагается следующий рост акцизов на 2014 год. Акцизы на пиво должны быть повышены на 34% (с 0,87 до 1,17 грн/литр), на крепленные вина на 13% (с 2,51 до 2,85 грн/литр), на игристые вина на 13% (с 3,65 до 4,15 грн/литр), на этиловый спирт на 14% (с 49,49 до 56,42 грн/литр 100%-го спирта).
Законопроект также повышает акцизы на табачные изделия. В частности, специфическая составляющая акциза (рассчитывается на тысячу сигарет) возростает на 11%. Для сигарет без фильтра — с 72,7 до 81,22 грн, для сигарет с фильтром — с 162,6 до 181,51 грн. Адвалорная ставка акциза на сигареты не меняется и составляет 12%.
Как следует из цифр, законопроекты Омельченко и Терехин-Сенченко предполагают схожий рост акцизов на винно-водочную продукцию. Ключевое отличие — документ Омельченко не предлагает роста пивных акцизов. Тем не менее, именно документ Хомутынника имеет наибольшие шансы для одобрения в Раде. По предварительной информации, документ будет согласован с Министерством доходов и сборов, которое настаивает на существенном 40-200% росте акцизов на алкогольную и табачную продукцию.
Производители табачной продукции надеются, что рост акцизов будет не выше 11,6%. "В своих планах на 2014 год мы рассматривали два варианта повышения: на 6,5% в соответствии с Налоговым кодексом, и на 11,6% в соответствии с законопроектом, зарегистрированным правительством в июле", — говорит Александр Когут, директор отдела корпоративных вопросов, JTI Украина. "Соблюдение плана повышений акциза, заложенного в Налоговом кодексе, было и остается крайне важным для отрасли", — продолжает он.
Производители сигарет обращают внимание, что за январь-октябрь 2013 года легальный рынок табачной продукции сократился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (данные Nielsen). Доля нелегального табачного рынка продолжает расти и сейчас оценивается в 10%. Еще в 2008 году нелегальный табачный рынок практически отсутствовал.
Не готовы к существенному росту и производители пива. "Ввиду негативных общерыночных тенденций производственные мощности оказываются загруженными менее чем наполовину. Если тенденция к увеличению акциза и других налоговых ставок сохранится, то у компании не останется другого выхода, как прибегать к жестким мерам по оптимизации затрат", — комментирует Денис Хренов, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ПАО "САН ИнБев Украина". Как сообщалось ранее, по итогам октября пивоваренная отрасль сократила объемы производства сразу на 25%, в сентябре — на 21,5%, в августе — на 9,5%, а в июле — на 12%.
По словам Валентина Бойницкого, директора по корпоративным связям пивоваренной компании Efes Ukraine, в государстве до сих пор отсутствует какая-либо стратегия работы с подакцизными товарами даже в среднесрочной перспективе, на 3-5 лет вперед. "Это, во-первых, открывает простор для популистских инициатив, и, во-вторых, делает планирование бизнеса практически невозможным. Подобная нестабильность и непредсказуемость явно не прибавляет иностранным инвесторам желания вкладывать деньги в украинский рынок", — говорит Бойницкий.