НБУ курс:

USD

41,29

+0,07

EUR

44,97

+0,12

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Почему авиастроение Украины "не взлетело" в 2016 году

Почему авиастроение Украины "не взлетело" в 2016 году
Авиационная отрасль Украины в последние 2,5 года активно занимается пересчетом маршрута развития. Сможет ли передовое предприятие сектора — ГП "Антонов" стать центром, вокруг которого сплотятся несколько десятков предприятий, покажет ближайшее время

Украина ― одно из немногих государств, которое имеет полный комплекс производства самолетов. Флагман отечественного авиастроения ― ГП "Антонов" ― почти каждый квартал дает громкие информповоды, однако до реальных сделок и тем более их выполнения дело доходит далеко не всегда. "Будут ли выполнены заказы в срок?", — задался вопросом журнал "Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины". Ответ на этот вопрос пока не получен.

Основные договоры

Несмотря на целый ряд заключенных договоров на поставку самолетов, последняя передача ГП "Антонов" готового самолета заказчику состоялась более года назад. "В июне 2015-го региональный реактивный самолет Ан-158 был поставлен кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion", ― сообщили "ТОП-100" в пресс-службе предприятия. Таким образом, предприятие полностью выполнило свои обязательства по поставке шести таких самолетов этому заказчику.

С тех пор было анонсировано подписание нескольких крупных контрактов, причем большинство из них предполагает возможность организации сборки украинских самолетов за пределами страны.

Это беспрецедентный контракт с Саудовской Аравией о разработке для ее нужд Ан-132 ― обновленной версии Ан-32, в которой будут использованы комплектующие и авионика западных производителей. При этом речь идет о создании производственной базы в Саудовской Аравии, где совместными усилиями "Антонова", KACST и Taqnia Aeronautics будет построено несколько десятков воздушных судов. Более того, владельцем прав интеллектуальной собственности и конструкторских чертежей на новый Ан-132, согласно соглашению, выступит Саудовская Аравия. Реализация этого масштабного проекта пока находится на начальной стадии. "По контракту с заказчиком из Королевства Саудовская Аравия выполняется постройка самолета-демонстратора Ан-132D, который планируется предъявить заказчику в конце этого года", ― так охарактеризовали выполнение проекта в ГП.

Одной из особенностей этого самолета станет использование канадских двигателей Pratt & Whitney, в то время как традиционным поставщиком силовых установок для "Антонова" является запорожское ПАО "Мотор Сич". "Абсолютное большинство самолетов "Ан" оснащено двигателями производства "Мотор Сич", в том числе и новый транспортный Ан-178. Однако требованием некоторых иностранных заказчиков является оснащение самолетов именно западными двигателями", ― так объяснили выбор силовой установки в пресс-службе ГП. По их словам, это сделано для обеспечения конкурентоспособности самолетов на мировом рынке, где заказчику необходимо предлагать продукт, максимально соответствующий его требованиям.

Отметим, что летом текущего года "Антонов" подписал меморандум о сотрудничестве с американской компанией General Electric, которая также является крупным мировым производителем авиадвигателей. Этот факт вызвал возмущение народного депутата и основного акционера "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева. "Эта сделка, по-другому и не назовешь, не что иное, как предательство интересов Украины и наукоемких предприятий с высокой добавленной стоимостью", ― написал Богуслаев в своей статье для газеты "Голос Украины". Возмущение нардепа можно понять, ведь его предприятие находится на грани потери крупнейшего российского рынка сбыта.

Курс на Запад

А в отечественном авиастроении все чаще посматривают на Запад.

Градус дискуссии накаляется, однако при этом и планы по загрузке отраслевых предприятий, особенно государственных, тоже растут.

У ГП "Антонов" в настоящее время есть твердые заказы на три самолета Ан-148 для Минобороны Украины, 10 самолетов Ан-178 для авиакомпании SilkWay Airlines (Азербайджан) и пять самолетов (четыре Ан-148, один Ан-178) для Ирака. А по контракту с заказчиком из Саудовской Аравии выполняется постройка самолета-демонстратора Ан-132D, о котором упоминалось выше.

"Также заключены предварительные соглашения на поставку более 70 самолетов семейства Ан-148, Ан-158, Ан-178 и Ан-132 авиаперевозчикам из ОАЭ, Саудовской Аравии, Китая", ― рассказали "ТОП-100" в пресс-службе компании. На серийном заводе "Антонов" (Киев) на разных стадиях производства находятся десять самолетов Ан-148 и Ан-158.

К слову, практически каждый правительственный визит в другую страну сопровождается продвижением продукции "Антонова". Правда, не всегда планы Кабмина можно назвать реалистичными. Так, после визита в Индонезию в Министерстве экономического развития и торговли заявили об интересе ВВС этой страны к закупке самолетов Ан-170. Однако это был совместный с Россией проект военно-транспортного самолета, реализацию которого пришлось приостановить после аннексии Крыма и агрессии на Донбассе.

Отраслевые изменения и ожидания

Стоит отметить, что в последние годы авиационная отрасль претерпела колоссальные организационные изменения.

Так, ГП "Антонов" в 2015 году подчинили концерну "Укроборонпром", а летом текущего года была создана корпорация "Украинская авиационная компания".

В нее вошли "Антонов", УкрНИИАТ (Украинский научно-исследовательский институт авиационной технологии), ГП "Новатор", харьковский машзавод "ФЭД", Харьковское агрегатное конструкторское бюро и завод "Маяк".

"Эту структуру создали для оптимизации и содействия развитию авиационной отрасли в Украине, в том числе на законодательном уровне. До настоящего времени уже были поданы на рассмотрение Верховной Радой три таких законопроекта. Один из них, который дает возможность госкомпаниям создавать совместные предприятия, в том числе и с иностранными партнерами, уже принят и вступил в силу. Два других законопроекта прошли только первое чтение", ― пояснили роль корпорации в пресс-службе "Антонова".

Вполне вероятно, что на ближайшие годы в авиастроении будут две основные задачи ― оптимизация процессов и штата предприятий до рыночного уровня, а также переориентация с российских комплектующих на отечественные или западные.

Процесс импортозамещения требует времени и средств. "Помимо поиска партнеров, выпускающих необходимые комплектующие, надо провести испытания самолета с новым оборудованием и внести необходимые изменения в сертификат", ― сообщили в ГП "Антонов". При этом отмечают, что после выполнения всех этих процедур цикл постройки удлиняться не будет и стоимость закупки комплектующих существенно не повысится. На предприятии сформирован пакет предложений по замене 5400 наименований. "К настоящему времени программа импортозамещения выполнена почти на 80%", ― резюмируют в ГП.

Если предприятию до конца года удастся поднять в небо строящиеся самолеты, то длительный разгон в деятельности украинского авиапрома можно будет считать вполне оправданным.