Для роста бизнеса нужна бюрократия ― управляющий партнер Jansen Capital Management

Почему нужно развивать малый бизнес, чему у него можно научиться крупному и почему его не стоит недооценивать, рассказала управляющий партнер Jansen Capital Management Жанна Крючкова

Жанна Крючкова ― учредитель и управляющий партнер Jansen Capital Management, член совета директоров строительной компании Stikon Ltd. Высшее образование получила в Одесском государственном университете имени Мечникова (романо-германская филология), изучала бухучет и аудит в Одесской академии управления народного хозяйства, а также стратегический менеджмент в IMD Business School (Швейцария, Лозанна).

Jansen Capital Management — ведущая консалтинговая компания в сфере управления, которая предоставляет услуги по развитию систем управления и автоматизации HR-процессов. Клиентская география включает компании в Украине и странах СНГ.

Почему вы готовы вкладывать свое время и экспертизу в проект CEO4U ?

Одна из моих фундаментальных ценностей ― просвещение. Считаю, что нужно делиться знаниями. Знания нельзя складировать, их нужно распространять. Когда чем-то делишься, тебе возвращается сторицей. Это большая привилегия ― быть источником добрых перемен для кого-то.

Был ли у вас опыт менторства?

Не люблю слово "менторство". А к самому процессу отношусь положительно. Это так же естественно, как дыхание. Мы неизбежно встречаем на своем пути тех, кто опытнее, и тех, кто нуждается в нашей подсказке. Ментор ― это человек, который может дать совет. У меня есть такой ― швед с богатым профессиональным и жизненным опытом, мы даже подписали договор, что он является моим ментором, хотя, конечно, это простая формальность. Также в моем окружении есть люди, чье мнение особенно значимо и чьи советы я принимаю. Это моя референтная группа.

С другой стороны, знаю также начинающих предпринимателей, которые иногда просят совет. Мне любопытно с ними общаться. Считаю, что любопытство ― это ценное качество, оно позволяет отключать критическую оценку со старта разговора и не дает замылиться взгляду. Например, к тебе приходит предприниматель-новичок, который кажется совсем не опытным, но в итоге выясняется, что у него есть чему поучиться. Любопытство позволяет взглянуть на ситуацию иначе: то, что выглядит незначительным, иногда становится большим открытием.

Чему крупный бизнес может научить малый и средний и наоборот?

Я была в Силиконовой долине и увидела такую практику: крупные компании отправляют своих топ-менеджеров в хабы, где работают молодые предприниматели. Топы обмениваются опытом с новичками и генерируют новые идеи. У МСБ совсем другая динамика, она отличается от той, которую можно увидеть в устоявшихся, заматеревших бизнесах. Дух истинного предпринимательства ощущается именно в малом бизнесе. В крупном ― многое кажется незначительным и отметается, в то время как начинающие предприниматели не боятся провала и берутся за, казалось бы, сумасшедшие идеи.

Уникальным качеством большого бизнеса является, на мой взгляд, наличие в нем саморазвивающийся системы, не требующей ручного управления. Начинающим предпринимателям нужны устойчивые практики и стандарты, финансовая грамотность, знание правил игры в большом бизнесе. Одного духа предпринимательства со временем становится мало. Для роста бизнеса нужна бюрократия в хорошем смысле этого слова. Как говорится, без хаоса ничего не родится ― без структуры ничего не выживет.

Расскажите историю из личного опыта, когда вам помогли советом.

Когда десять лет назад я открывала компанию Jansen Capital Management, то познакомилась с одним из партнеров McKinsey. Спустя время мы стали друзьями. Я рассказала, что планирую заниматься консалтингом, а он посоветовал прочесть книгу "Советник, которому доверяют" Дэвида Майстера и Роберта Галфорда. В ней шла речь о двух подходах в консалтинге. Согласно одному, если я не верю в проект, то я его не делаю ни при каких обстоятельствах. А другой подразумевает, что советник может не согласиться с клиентом, но подписать договор о том, что мы выполним работу, хотя изначально наше мнение не совпадало с позицией заказчика. Это способ обезопасить себя и перестраховаться. Я обдумала свои установки и поняла, что мой вариант ― первый на 100%. Если мне кажется, что предложенная клиентом идея не сработает, я не берусь за проект. Иногда люди уговаривают: "Ну мы же вам заплатим…" Но для меня деньги в любом бизнесе ― это не самоцель, а побочный продукт. Так что мой наставник, посоветовав нужную книгу в нужный момент, задал правильный вектор.

Как можно адаптировать методы и модели, которые использует крупный бизнес, для МСБ?

Малый бизнес, как правило, начинается с формулы 3F. Как на старте начинающий предприниматель ищет капитал или персонал? Family, friends and fools. Но по мере роста бизнеса это работать не будет. Я убеждена, что правильные модели и теории применимы и для малого, и для большого бизнеса. Более того, оттачивать их лучше на небольшом масштабе. Малому бизнесу важно получать знания заблаговременно. В этом смысле надо готовить сани летом и мыслить на пару лет вперед. То есть продумывать модели на вырост, чтобы потом не стало вдруг и резко очень тесно.

Чего вы ожидаете от участия в проекте?

Взаимообмена творческой энергией. Когда мы долго работаем в привычной обстановке (в своей компании, с одними и теми же людьми), то создаем "консервы" в своей голове и в бизнесе. А для развития нужен выход за рамки стереотипов. Именно получения нового непривычного опыта я ожидаю от участия в проекте.

Почему так важно развивать малый и средний бизнес?

Потому что это наиболее мобильная часть экономики. Существуют несколько этапов развития: любая страна движется от сырьевой экономики через экономику эффективности к инновационной. Развитые страны все больше ориентируются на услуги, а услуги ― это то, в чем силен МСБ, поэтому процветание общества зависит от того, насколько он развит.

Возьмем для примера Японию. Это страна с развитой сервисной базой, которая во многом зиждется на малом и среднем предпринимательстве. Не случайно так популярной становится "японская модель" взаимодействия между малым и крупным бизнесом. Это когда вокруг чуть ли не каждого крупного предприятия создается множество мелких фирм и компаний, которые являются его поставщиками комплектующих, обеспечивают ремонтные услуги, отвечают за рекламу и пр.

Другой пример ― Германия. Здесь, вопреки расхожему мнению, опорой экономики служат не автомобильные монстры, крупные химические или металлургические предприятия, а малые и средние предприятия (они составляют 97% всех коммерческих предприятий). Если государство поддерживает развитие МСБ, оно автоматически помогает и бюджету страны, и каждому человеку. Ключевая ценность малого и среднего бизнеса в том, что он является фундаментом для крупного бизнеса. Так что все бизнесы нужны. Вспоминается цитата Басе: "О, сколько цветов на поле. Но каждый цветет по-своему ― вот высший подвиг цветка".

Каждый ли малый и средний бизнес должен становиться крупным?

Не каждый. Есть предприятия, которые никогда не станут крупными, и в этом их сила. Например, небольшой семейный отель или адвокатская контора. Не стоит страдать гигантизмом и стремиться к размеру ради размера. Для меня любой предприниматель ― уважаемый человек, сколько бы людей у него ни работало: трое или три тысячи. Как правило, не очень крупные бизнесы характеризует высокая мобильность и более глубокая специализация, без чего сегодня немыслима высокая эффективность. Расти или нет ― зависит зачастую от амбиций основателя. "Оставаться маленьким" ― может быть осознанной и целенаправленной стратегией, и при этом не менее выигрышной.

Может ли МСБ конкурировать с крупным бизнесом? Если да, то в чем?

Вспомним историю. Непобедимая испанская армада была потрепана англо-голландским флотом из легких и маневренных кораблей, так как не сумела перегруппироваться. Иногда небольшое предприятие выходит вперед и теснит более крупных игроков. Приведу пример, который давно набил оскомину. Когда малоизвестный Google хотел продать свой поисковик, а менеджеры Yahoo не обратили на них особого внимания. Где сейчас Google и где Yahoo? Для большого бизнеса очень важно не быть снобом и не задирать нос. Иначе ты исключаешь себя из среды, где рождаются прорывные идеи. Ты пренебрегаешь знаками и прячешься от реальности. Это давно поняли большие компании, которые отправляют своих зрелых менеджеров поработать в хабы, где активные молодые люди запускают свои стартапы.

По каким критериям вы бы отбирали себе учеников-предпринимателей? Нарисуйте портрет идеального предпринимателя.

Для меня отрасль не имеет значения, а вот личностный портрет важен. Я люблю работать со смелыми людьми, которым близок подход business and fun. Еще одно важное качество ― высокая трудоспособность. Я предпочту предпринимателя, который возьмется за более простую идею и добьется ее реализации, чем того, кто фонтанирует идеями, но никогда не приступает к их реализации.

Чем кроме своей экспертизы вы хотели бы поделиться с участниками? Готовы ли учредить что-то для того, кто вас поразит?

Есть разные способы поддержать проект, в который веришь: можно дать свою экспертизу, помочь с контактами, инвестировать деньги, стать покупателем услуги. Но это нельзя спланировать заранее. Многие бизнесы, которые обращаются за помощью, находятся на этапе seed stage ― это ранняя стадия развития, когда объемы инвестиций невелики. Когда ты смотришь на такой бизнес, решение принимается на уровне химии: полюбил ― не полюбил. Бывает, что ты встречаешь предпринимателя с хорошей идеей и тут же хочешь ему помочь. Такие инвестиции мы сразу списываем: не получится ― бывает, вернется ― супер. Хотя часто важнее не деньги, а именно советы или правильные связи на локальном или глобальном рынке.