- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Для Twitter и YouTube в 3G нужно разное покрытие — глава Ericsson в Украине
О накопленном опыте по строительству современных и высокоскоростных сетей мобильной связи в интервью бизнес порталу Delo.UA рассказал вице-президент по работе с клиентами в Украине и странах Евразии, генеральный директор Ericsson в Украине Войцех Байда.
Как вы оцениваете стоимость и время запуска 3G в Киеве? Когда в столице будет плотное и качественное покрытие?
Все три GSM-оператора получили лицензии на 3G. Они постоянно развивали свои сети и готовили их к запуску новых технологий, которые предоставят пользователям не только голосовые услуги, а и высококачественный широкополосный доступ в Интернет.
При переходе от 2G к 3G смещается фокус сети от голосовых услуг к сервисам по передаче данных. В 3G (WCDMA) важными становятся такие параметры как скорость соединения и отсутствие задержек. Ведь именно они влияют на пользовательский опыт. Это, например, скорость загрузки страницы в Facebook, поиск в Google или просмотр фото в Instagram. Для оценки сетей с точки зрения пользователей, Ericsson вводит понятие application coverage — покрытие, необходимое для работы приложений. Для текстовых сообщений в Twitter требуется совсем небольшая скорость. Соответственно, зона такого покрытия у базовых станций и сетей оператора большая. Для просмотра видео в HD-качестве на YouTube требования к скорости и задержкам во много раз выше, поэтому зона покрытия сужается. В этом и состоит суть понятия application coverage. Главной задачей всех операторов является предоставление пользователям оптимального соотношения application coverage к стоимости.
Киев, предсказуемо, занимает первое место по потреблению трафика. Именно столица является приоритетом номер один для запуска 3G в Украине и все операторы будут обеспечивать ее новыми 3G-сервисами так быстро, как только смогут. В зависимости от готовности сетей к полноценному запуску "третьего поколения" операторам может потребоваться до 12 месяцев. Но для Киева, с учетом выполненной операторами подготовки и приоритезации, 3G можно ожидать уже в течение нескольких месяцев.
Количество базовых станций зависит от множества параметров: площадь и рельеф, число абонентов, объем трафика по предполагаемым сервисам, типы терминалов, качество радиопараметров передатчиков и приемников базовых станций. У каждого оператора набор перечисленных величин может существенно отличаться. Наши решения, например, позволяют операторам существенно сэкономить на количестве необходимых станций, что ускоряет развертывание и сокращает операционные расходы на поддержание большого числа сайтов.
Какой может быть цена на 3G при запуске и через год? Пожалуйста, приведите примеры из тех стран мира, которые наиболее похожи на украинский рынок сотовой связи.
В ожидании скорого внедрения 3G и запуска новых услуг на базе этой технологии, тема цен является одной из самых актуальных. Естественно, что политика выхода на рынок и ценообразование на услуги является конкурентной особенностью и коммерческой тайной операторов. В данный момент в Украине крайне низкий ARPU: на уровне 3 USD в месяц на абонента. Для примера, в Польше этот показатель составляет около $14, а в Мексике — $31. Окупить инвестиции в сеть и лицензии позволит поднятие показателя ARPU, на что и будут направлены новые услуги. В структуре доходов операторов, которые первыми запустили 3G-сети и уже активно развивающие 4G (на американском и азиатском рынке, например), на долю неголосового трафика приходится до половины доходов. Для зрелых рынков в целом характерен высокий уровень ARPU, так как вместе с развитием сети и новых высокоскоростных сервисов увеличивается и среднее потребление трафика. Так, мировой опыт показывает, что сразу после коммерческого запуска 3G-сети в стране, мобильный трафик вырастает в 3-10 раз. Это происходит как за счет увеличения абонентской базы, так и роста трафика на одного пользователя. Внедрение 4G-сетей также дает стремительный толчок к развитию, увеличивая трафик на пользователя до 5 раз. И это при уже развернутых сетях "третьего поколения". Стратегия успеха, в данном случае, предполагает изменения "быстрого реагирования" со стороны операторов и разработку новых предложений.
Как изменится поведение пользователей сотовой связи с появлением 3 G в Украине?
Опыт других рынков говорит о том, что как только мобильный широкополосный интернет станет действительно доступным, проявится и явная тенденция к увеличению пользовательского контента. Возрастающее проникновение смартфонов и доступность высокоскоростного мобильного интернета позволит абонентам создавать свой контент и загружать его в сеть. А это повлияет на увеличение трафика по загрузке данных в сеть (аплинк). Поэтому будет иметь значение не только скорость получения данных из сети (даунлинк), но и скорость загрузки в интернет.
В развитых странах объем аплинка не намного ниже, чем даунлинка. Это говорит о том, что при высокой скорости соединения пользователи загружают в интернет почти столько же информации, сколько и скачивают.
Больше всего на аплинк повлияли социальные сети: пользователи не только просматривают доступный контент, но и активно загружают в социальные сети новый контент — посты, фотографии, видео. Сегодня именно пользователи генерируют контент. Такая тенденция влияет и на бизнес. К примеру, популярный сервис Netflix использует информацию, собранную на основе предпочтений всех своих конечных пользователей для формирования контента. Британская радиостанция BBC Radio 1 формирует плейлисты на основе регулярных исследований, которые охватывают статистику просмотров артистов на YouTube, хиты сервиса Soundcloud, рейтинги Shazam, а также число лайков и подписчиков в Facebook и Twitter.
К концу 2015 года общее количество подключений к мобильным сетям достигнет 7,6 млрд и превысит численность населения планеты. Ситуация на украинском рынке отвечает мировым тенденциям и внедрение технологии 3G даст сильный толчок развитию мобильного интернета в стране. Согласно исследованиям Ericsson, объем мобильного трафика на абонента в Украине к 2020 году эта достигнет 2000 мегабайт. Украинцы демонстрируют большой интерес к развитию мобильного интернета. Так, 67% самых активных пользователей смартфонов указали в опросе, что готовы платить за более качественный интернет на улице. Спрос уже давно сформировался, настало время для предложения.
Зависимость расстояния между базовыми станциями (подписи под столбиками, в метрах) и используемым трафиком на одного пользователя (даунлинк/аплинк) в LTE-сетях самых развитых рынков мобильной связи в мире (данные 2013 года)