НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

E-ticket: как будет работать электронный билет в городском транспорте

В Украине хотят ввести единый электронный билет для проезда в городском транспорте. Кто и как будет внедрять эту услугу?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Вскоре в Украине появится правовой механизм для внедрения единого электронного билета в общественном транспорте.

"Министерство инфраструктуры внесло на рассмотрение Верховной Рады законопроект, который предусматривает создание правовых оснований для реализации в Украине системы электронного билета. Это обеспечит возможность реализации в Украине лучшего контроля транспортных потоков, создаст комфорт и удобство для граждан и общества в целом, обеспечит более эффективный механизм контроля над поступлением средств в местные бюджеты", — заявил сегодня на коллегии, посвященной введению электронного билета, Дмитрий Роменский, замминистра инфраструктуры Украины (МИУ).

Речь идет о законопроекте №4121 о внедрении автоматизированной системы оплаты в городском пассажирском транспорте, его будут рассматривать в парламенте в середине ноября.

Перезагрузка

Для каждого города Украины, с учетом его транспортной инфраструктуры, будет разработан свой единый билет. Он свяжет все виды транспорта в одну систему: метро, трамваи, автобусы, городские электрички и троллейбусы. В кондукторах необходимости не будет.

Для считывания информации с электронных билетов будут установлены специальные валидаторы — аналоги турникетов в метрополитене.

Такое оборудование может быть установлено как на остановках городского транспорта, так непосредственно в самом транспорте.

"Единый билет — это система, которая обеспечит комфорт для граждан за счет удобства и доступности, экономию времени, возможность приобретения билета в интернете, создание удобной интернет-платформы для того, чтобы каждый гражданин, не тратя время, имел возможность через интернет приобрести билет", — отмечает Дмитрий Роменский. По его словам, еще одним значительным преимуществом такого билета является возможность хранить информацию на электронных носителях — в случае утери бумажного проездного билет можно восстановить.

"Если электронный билет будет рассчитан на длительный период поездок, то при утере его можно будет заблокировать, как обычную банковскую карточку, не потеряв деньги. Если это будет "туристический" проездной, то при утере восстановить его будет нельзя", — уточняет Яника Мерило, советник Министра инфраструктуры.

Введение такого новшества охватит не только транспорт, находящийся в коммунальной собственности, но и частных пассажирских перевозчиков, которые работают на городских маршрутах.

"Зайцы" и бонусы

Система единых электронных билетов почти 10 лет успешно применяется во многих странах. "Так называемые automate fare collection systems призваны прежде всего перевести оплату проезда в безналичную форму — тем самым снизить процент потерь от "зайцев" и случаев, когда выручка идет не в кассу. Например, в странах Восточной Европы после внедрения AFC — были ликвидированы потери в диапазоне 10-20%. В Украине на трамвайно-троллейбусных маршрутах ожидается до 30%. А маршрутные такси покажут и все 40%", — считает Антон Яроцкий, руководитель Urban Inst (некоммерческая организация, созданная для содействия муниципалитетам в выработке политики и реализации проектов, направленных на достижение целей устойчивого развития).

Кроме этого, введение электронных билетов позволит понять реальную картину с перевозками льготной категории граждан. Действующий механизм дает перевозчикам большой зазор для манипуляций — они могут завышать количество перевезенных льготников, чтобы получить б о льшую сумму компенсаций из бюджета.

У такой системы есть еще один плюс. "Помимо оплаты проезда, к ней могут быть подключены другие опции: например, к ней можно "привязать" электронные услуги: субсидии, льготы. Или карточкой можно будет рассчитаться при покупке билета в кино, заплатить за парковку, или оплатить аренду велосипеда, или на нее могут начисляться скидки в ресторане", — рассуждает Яника Мерило.

Цена вопроса

Планируется, что поиском финансирования внедрения такой системы озаботятся местные власти. В октябре мэры 11-ти городов Украины обратились к Владимиру Омеляну с просьбой оказать содействие внедрению электронных билетов в муниципальном транспорте. Сейчас, по словам Мерило, к списку присоединились еще четыре города и три области: Киевская, Одесская и Днепропетровская.

Причем проекты по внедрению единого электронного билета уже готовы в Днепре, Львове и Виннице.

Власти этих городов даже заручились поддержкой ЕБРР на кредитование введения такой системы.

В городах уже подсчитали: Львову на оборудование всего транспорта системой считывания проездных карточек и создания сервисного центра понадобится около 10 млн евро, Виннице — не менее 8 млн евро, Днепру — не менее 12 млн евро.

"Но это не обязательно должны быть кредитные средства. К введению таких билетов власти могут привлечь инвесторов. Частно-государственное партнерство — рабочий инструмент в Европе. С одной стороны инвестор вкладывает свои средства, например, в оборудование транспорта, город не должен сразу платить, а инвестор получает долгосрочного надежного партнера с фиксированной прибылью", — поясняет Яника Мерило.

Если законопроект №4121 примут в этом году, то полностью перейти на электронную систему оплаты проезда украинские города смогут к 2018 году. В Днепре начнут проект уже в этом году — пока его планируют реализовывать в метрополитене.

Впрочем, у этой системы есть противники — частным перевозчикам невыгодна отчетность — большинство не выдает билетов пассажирам и занижает свою выручку.

К тому же введение электронной системы повысит стоимость проезда в городском транспорте. Местные власти будут вынуждены привести тариф, как минимум, к его экономически обоснованному уровню.

Сейчас тарифы на перевозки в коммунальном транспорте не окупают себестоимость проезда. По итогам первого полугодия 2016 года, по данным корпорации "Укрэлектротранс", реализация билетов в среднем покрыла только 30% затрат предприятий городского электротранспорта.