НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,34

42,25

EUR

44,40

44,15

Единая налоговая нагрузка для финансового рынка

Андрей Перетяжко, председатель правления страховой "ARX" (ранее "АХА Страхование"), о конкуренции за финансовые ресурсы клиентов и едином подходе к налогообложению

Нашему рынку уже больше 25 лет, и некоторые компании даже отпраздновали этот юбилей. Бум иностранных инвестиций произошел в 2005-2008 годах: на страховой рынок Украины зашли стратегические инвесторы из Франции, Германии, США, Австрии, Голландии, Италии, Польши и других стран, которые инвестировали более $500 млн. Рынок получил не только ресурсы на масштабное развитие, но и доступ к знаниям, новым продуктам, сервисам, лучшим практикам ведения бизнеса. А философия ведения бизнеса из ориентации на продажи любой ценой трансформировалась в правильный фокус на качественный сервис и формирование лояльности клиентов. Надежность компаний и качество страховых услуг выросли в разы, но при этом в страховании по-прежнему существуют две проблемы с налогообложением, которые стоит рассмотреть парламенту и правительству. Первая — страховой рынок участвует наравне с другими финансовыми рынками в конкуренции за финансовые ресурсы клиентов. Мы говорим о долгосрочном накопительном страховании жизни, и здесь, к сожалению, до сих пор нет единого подхода. Налогообложение дохода физических лиц по всем финансовым инструментам не гармонизировано. Независимо от того, получили ли вы доход от депозитов в банке, вложений в акции, инвестиций в компании по управлению активами или это инвестиционный доход в страховой компании, он все равно должен облагаться единообразно, по одной и той же ставке. Несколько лет назад доход от банковских депозитов впервые за многие годы попал под общую ставку налога для физических лиц (НДФЛ). При этом была установлена нулевая ставка на облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Напрашивается вопрос: почему, несмотря на то что по ОВГЗ одни из самых высоких ставок (на уровне 18%, в то время как депозиты в надежных банках не превышают 15-16%), физическое лицо не только получает ставку дохода ниже, чем в коммерческом банке, но еще и платит дополнительный налог? Вторая проблема очевидна из отчета Нацкомфинуслуг, который публикуется уже второй год подряд. Понятно, что некоторые страховые компании используются для оптимизации налогообложения. Мы видим это в цифрах: более 35% всех доходов страховщиков так или иначе связаны с этой деятельностью, не имеющей отношения к нормальному страхованию, или, как мы говорим, к классическому страхованию. Эту проблему необходимо решать, так как она не только репутационно влияет на рынок, но и создает неравные условия для компаний. "AXA Страхование" 11 лет является крупнейшим налогоплательщиком на страховом рынке, у нас нулевая толерантность к оптимизации налогообложения, мы всегда платим все налоги и сборы. Поэтому, если сравнить оплаченные нами суммы налогов со средними показателями по рынку, уровень нашей налоговой нагрузки отличается не на десятки процентов, а в разы. Такое происходит не только в нашей отрасли, это огромная проблема для Украины, без решения которой экономика страны не сможет эффективно развиваться. СПРАВКА По информации Нацкомфинуслуг об основных показателях деятельности страховых компаний в 2018 году, "AXA Страхование" заняла первое место по размеру чистых премий и чистых выплат среди 245 компаний Украины. Компания является лидером по оплате труда в прошлом году — 259 млн грн. Сумма страховых премий "AXA Страхование" за 2018 год составила 1,9 млрд грн, что на 13% выше показателей 2017-го. Сумма страховых премий "AXA Страхование жизни" составила 93 млн грн, что на 57% выше показателей 2017 года. Общий объем страховых выплат вырос на 9%, до 893 млн грн, по итогам прошлого года.  Приоритетным сегментом деятельности является КАСКО — компания уже 10 лет бессменный лидер в этом сегменте. По итогам 2018 года сумма страховых премий по данному виду страхования выросла на 12%, до 1,13 млрд грн. В программах страхования имущества премии выросли на 20%, в добровольном медицинском страховании — на 9%, в сегменте туристического страхования — на 56%.