- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Эксперт: Для развития электронной коммерции в Украине нужно приравнять цифровые документы к бумажным
Юристы говорят, что регулирование сферы информационных правоотношений сегодня происходит согласно законам "Об электронных документах и электронном документообороте", а также "Об электронной цифровой подписи". Первым из них установлено, что электронный документ – это документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа, в частности, электронной цифровой подписи. Юридическая сила электронного документа не может отрицаться исключительно потому, что он имеет электронную форму.
Однако, этот закон устанавливает определенные ограничения на применение электронного документа как оригинала. В частности в электронной форме не может быть создан оригинал свидетельства о праве на наследство; и другие документы, которые, согласно законодательству, могут быть созданы только в одном экземпляре.
"В нашей стране органы власти воспринимают только бумажные документы, а не электронные. Мы еще не на той стадии развития, чтобы цифровые документы, например, переписка по электронной почте, использовались как доказательство в суде», - считает Вадим Шестаков.
Эксперт утверждает, что по этой причине в стране нет достаточного доверия к онлайн-покупкам. Что касается корпоративных клиентов, то здесь ситация еще хуже. В Европе и в США все компании при заключении договоров и уточнении их деталей уже давно пользуются электронной почтой. У нас эта практика находится в зачаточном состоянии.
«Для того, чтобы у нас нормально заработала электронная коммерция, необходимо уровнять статус письменной и цифровой формы документов. Пока что у нас только документы, заверенные электронной подписью, имеют такой статус. Другие электронные документы пока что не воспринимаются властями как полноценные.», - считает эксперт.
По его словам, эти проблемы пытается решить законопроект об электронной коммерции, зарегистрированный в парламенте – его принятие благоприятно отразится на развитии отрасли в Украине.
Эксперты утверждают, что проблема заключается в самом понимании термина электронная коммерция, по поводу которого у всех участников рынка есть масса расхождений. Так к примеру, покупка мобильного телефона в Интернете, но при помощи оплаты курьеру наличными, не относится к сфере электронной коммерции. А электронная переписка топ-мененеджеров компаний по коммерческим вопросам в Европе однозначно относится к этому виду деятельности. В то же время аналогичная переписка физлиц относительно купли-продажи велосипеда, например, уже не подпадает под этот раздел.