НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Экспорт зерна попал под монополию

Депутаты предлагают замкнуть экспорт сельхозпродукции на государственном операторе. Эта инициатива вытесняет с рынка частных зернотрейдеров и ставит под угрозу работу украинского АПК
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Участники зернового рынка выступили против нововведений, которые инициируют власти в сфере регулирования экспорта зерна.

Напомним, что депутаты предлагают узаконить создание единого государственного экспортера,  а поставки объектов государственного ценового регулирования от сельхозпроизводителей ограничат объемами собственного производства. Это предусмотрено законопроектом №8053, который выносит  изменения в Закон Украины «О поддержке сельского хозяйства Украины».

По мнению участников рынка, предложенные депутатами новации противоречат целому перечню законов. «Заложенные в этом законопроекте нормы противоречат Конституции Украины, Хозяйственному кодексу и ряду других законов.

Принятие данного документа отбросит АПК Украины на 20 лет назад и фактически уничтожит цивилизованный рынок зерновых», - заявил президент Украинской зерновой ассоциации  Владимир Клименко. 

Украинская Зерновая Ассоциация считает недопустимым создание  государственного монополиста, который, согласно законопроекту №8053, будет иметь почти эксклюзивное право на экспорт «объектов государственного ценового регулирования».

Сельхозпроизводители за бортом

Несмотря на то, что депутаты основной целью своих новаций называют заботу о благе сельхозпроизводителя, на практике аграрий вряд ли что-то выиграет в результате реформы. Предусмотренное  законопроектом право сельхозпроизводителей на экспорт продукции в объемах собственного производства также не гарантировано. Ибо здесь же дается законное право Кабинету Министру устанавливать перечень и ограничения по экспорту «объектов государственного ценового регулирования». А сюда кроме зерновых попадет также подсолнечное и сливочное масло, сухое молоко, сахар, мясо и субпродукты.

Таким образом, констатирует УЗА, фактически будет исключен целый вид экономической деятельности, на который сегодня сориентирована большая группа компаний.
Кроме того действия властей выглядят недальновидно в преддверии открытия рынка продажи земли. Поскольку уход инвесторов с мировым именем, а также монополизация экспорта государством вызовут падение закупочной цены на продукцию. Падение прибыльности ведения сельскохозяйственной деятельности приведет к банкротству фермеров, мелких и средних производителей. Обесцененная земля может быть скуплена за гроши, что приведёт к дальнейшему обнищанию селян.

Ассоциация напоминает политикам, что аграрное производство для 15 миллионов украинцев это не погоня за сверхприбылью, а единственная возможность заработать себе на жизнь. Любые шаги, которые вызовут падение агропроизводства, поставят на грань выживания треть населения Украины.

Инвесторы уйдут с рынка

Если законопроект будет принят, то государство не оставит инвесторам выбора - им ничего не останется, как уйти с рынка. Альтернативу недополученным инвестициям будет найти сложно. Сегодня в каждый гектар обрабатываемых сельхозугодий необходимо вкладывать до $2 тыс. Сомнительно, что госбюджет Украины сможет дать агросектору $50 млрд. УЗА предупреждает: сокращение инвестиций в АПК скажется на урожайности. Выполнение провозглашенной Президентом Украины Виктором Януковичем стратегической программы наращивания производства в Украине до 2017 г. объемов зерна в размере 80 млн. тонн в год, возможно исключительно  при поддержке рыночных условий развития аграрного сектора. 

Украинская зерновая ассоциация призывает Президента Украины,  Кабинет министров, Верховную Раду сказать нет подобным законопроектам и обеспечить внедрение в Украине рыночных условий развития аграрного сектора. Только здоровая конкуренция будет способствовать развитию АПК, повышению уровня производства продукции, а также благосостояния украинского народа.

СПРАВКА

Согласно юридическому анализу, подготовленному по запросу УЗА Адвокатским объединением «Волков и партнеры», законопроект № 8053 в первую очередь противоречит ч.4 статьи 13 Конституции Украины, согласно которой  государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования. Также, согласно ч.2 статьи 42 Конституции, государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности; не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция.

Предлагаемые группой депутатов изменения также противоречат ряду статей Хозяйственного кодекса Украины, нормам Законов Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О зерне и рынке зерна», «О защите экономической конкуренции». Что уже говорить о ряде противоречий целям, которые провозглашены в Программе экономического развития Украины на 2010-2014 годы. А именно - об обеспечении предсказуемости регуляторной политики государства путем отказа от любых ограничений экспорта сельхозпродукции.

Эти законодательные противоречия были сформулированы в юридическом меморандуме, подготовленный совместно Украинской Зерновой Ассоциацией и компанией «Волков и партнеры». Он будет направлен членам профильного парламентского комитета по вопросам АПК, председателю Верховной Рады Украины Владимиру Литвину, министрам аграрной политики и продовольствия, экономического развития и торговли.