- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
ЕС требует от Facebook дать пользователям право удалять свои данные
Европейский союз готовит поправки в законодательство, которые предоставят больше прав пользователям для контроля над своими данными в интернете. Закон о конфиденциальности персональных данных существует в ЕС с 1995 года, но нуждается в реконструкции, так как настолько сложен, что обычный гражданин не понимает своих прав, сообщила комиссар ЕС по вопросам юстиции Вивиан Рединг.
В частности, речь идет о «праве быть забытым»: новые правила разрешают пользователям удалять с любых веб-сайтов свои личные данные. «В процессе модернизации интернет-законодательства нам нужно четко заявить, что люди имеют полное право, а не просто теоретическую возможность отказаться от обработки своих персональных данных «, — считает Рединг. Также, убеждена комиссар, пользователи имеют полное право знать, кто и как обрабатывает их данные. Пакет предложений может быть внесён на рассмотрение Европарламента уже в начале лета.
Новые правила, в том числе «право быть забытым», еврочиновники считают необходимым распространить и на социальную сеть Facebook. «Хотя эта сеть и базируется в США, ею пользуются миллионы активных пользователей в Европе. В связи с этим в Facebook должны соблюдать правила ЕС», — пояснила Рединг.
«Мы уже сталкивались с тем, как американские компании, контролирующие данные миллионов европейцев, делали это, руководствуясь собственными интересами, а не принятой в Европе процедурой», — негодует Рединг.
По мнению комиссара, любая компания, выпускающая онлайн-продукты, которые предназначены в том числе для европейских потребителей, должна соответствовать правилам ЕС вне зависимости от того, где физически располагаются серверы компаний.
«Во владении американской сети оказалась огромная база внутренней информации, которую ежедневно создают миллионы европейских пользователей, — объясняет тревогу европейских чиновников гендиректор юридической фирмы ЮКАТЭС Татьяна Старостина. — И она вполне может быть использована в коммерческих целях, например, для продвижения американских товаров и услуг, для создания конкурентного преимущества американских компаний».
В октябре 2010 года появилась информация о том, что разработчики онлайн-игр для Facebook передавали данные о пользователях рекламным компаниям. Другие интернет-гиганты вроде Google, Yahoo! и Microsoft также критиковались еврокомиссией за сбор и хранение персональных сведений без разрешения граждан.
По сравнению с правилами США директива ЕС по защите персональных данных изначально предъявляла более высокие требования к защите данных, напоминает партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Константин Суворов. В частности, она предполагает активный государственный контроль и обязательное получение согласия пользователей на некоторые операции с их персональными данными. «Для того чтобы американские компании могли нормально вести бизнес в Европе в соответствии с требованиями директивы ЕС, была создана программа US-EU Safe Harbor», — рассказывает Суворов. Участвующие в ней американские компании на добровольной основе ежегодно подтверждают соответствие их политики обработки персональных данных требованиям ЕС, а европейцы автоматически признают эти компании обеспечивающими «адекватный» уровень защиты персональных данных. «Все крупные компании, ведущие бизнес в Европе, в том числе Google и Facebook, вступали в эту программу, чтобы избежать излишних проблем», — добавляет юрист.
Если европейцы ужесточат требования к обработке данных, вряд ли крупные компании типа Google, Facebook или Yahoo! пойдут на конфронтацию с европейскими регуляторами, считает юрист. Ведь это грозит серьезными потерями рекламных доходов, которые являются основой бизнес-моделей всех американских интернет-гигантов.
Но в случае отказа американский сетей следовать более жестким правилам повлиять на них госорганы ЕС не смогут, отмечают юристы. Антимонопольные органы Евросоюза неоднократно применяли финансовые санкции к крупным американским компаниям, в частности Microsoft, но, как это сделать в отношении Google и Facebook, которые не осуществляют прямых поставок услуг в Евросоюз, непонятно, говорит управляющий партнер юридической компании «Сенешаль Нейман» Павел Шинкаренко.
Изменить ситуацию можно только путем принятия международных стандартов или заключения межправительственного соглашения между ЕС и США, регулирующего правовой режим такой информации, считает Старостина.