Запуск аэропорта в Ужгороде потребует 2 млн евро инвестиций — замминистра инфраструктуры

Замминистра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Виктор Довгань о судьбе пяти базовых законопроектов, евроколее, мультимодальных комплексах и об обреченности обновления пригородного сообщения
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Два года назад, 25 мая 2016 года, Кабмин назначил Виктора Довганя заместителем министра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции. Ранее Довгань занимал должность советника Проекта USAID по торговой политике Министерства экономического развития и торговли Украины, до этого был и юристом и адвокатом.

Я помню, как только назначенный замминистра на Транспортной неделе в Одессе модерировал круглый стол "Развитие интермодальных перевозок в Украине", и первыми его словами тогда были: "Ну что, друзья, сейчас будем разбираться, что такое интермодальные перевозки".

Знаете, есть пословица, что первое впечатление обманчиво? Так вот у меня с точностью до наоборот. Тянуть не буду — открытый человек со здоровым чувством юмора, который очень быстро загорается идеей. У него как-то совершенно естественно получается расположить к себе собеседника, вместе с тем при желании может произвести неприятное впечатление. Может давать интервью возле проснувшегося вулкана.

Ну это лирика, а теперь к делу. В первой части интервью замминистра инфраструктуры рассказал о том, что успел сделать за два года, почему обречено любое обновление пригородного сообщения, а также удалось ли прийти к общему знаменателю по законопроекту "О внутренних водных путях" МИУ и "Нибулон".

Вас назначили на должность замминистра в конце мая 2016 года. Потому первый вопрос — что сделано за два года и что сделано лично вами.

Я бы разделил этот вопрос на две части. Первая часть — европейская интеграция, по которой пока рано говорить о результатах. Мы подготовили Национальную транспортную стратегию до 2030 года, готовим инфраструктурные проекты в рамках этой стратегии. Очень надеемся, что она будет утверждена правительством в ближайшее время, на заседании Кабмина 30 мая.

Мы проводили региональные обсуждения от Мариуполя до Ужгорода и вывели основные инфраструктурные проекты. В целом это документ, который показывает, как будет развиваться инфраструктура до 2030 года, это приоритеты развития сектора.

Вторая часть — это разработанные законопроекты.

Есть 5 базовых законопроектов: "О ж/д транспорте", "О внутренних водных путях", "Об автомобильном транспорте" (два законопроекта — техническая часть и допуск к рынку) и "О перевозке опасных грузов". Это законопроекты — реформа транспортного сектора в Украине и приведение законодательной базы в Украине в соответствие с Соглашением об ассоциации с ЕС.

И когда законопроекты будут приняты?

Законопроекты поданы в Верховную Раду. У каждого из них есть много нюансов, лоббистов и своя относительно долгая история.

По законопроекту "О внутренних водных путях" нужен компромисс с "Нибулоном". По законопроекту "О ж/д транспорте" согласовываем с "Укрзализныцей" и т. д.

Мы постоянно работаем по документам с Комитетом ВР по транспорту, но после законопроекты вносятся на повестку дня и проваливаются.

Принятие этих документов необходимо, но прогнозировать сроки я не могу. Это же ответственность не только Мининфраструктуры или моя ответственность. Это ответственность Правительства и Парламента, потому что эти документы — это обязанности Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС.

А в чем конфликт по законопроекту "О ж/д транспорте"?

Там системный законопроект, который меняет очень многое — и частную тягу, и доступ к инфраструктуре. Уже выходим с Комитетом по транспорту ВР на финальную версию. Сейчас документ удовлетворяет все три инстанции — УЗ, МИУ и Комитет по транспорту ВР.

Может быть так, что законопроект не будет принят, пока УЗ не будет готова допустить частную тягу?

Это не проблема, ведь можно сделать переходный период. Речь не идет о том, чтобы после принятия законопроекта допустить частную тягу.

Фото: Виктор Довгань, Facebook

Железная дорога

Что с кредитом германии на 100 млн евро для приобретения пригородных поездов немецкого производства, которые обещали предоставить в 2018 году?

Было два проекта. Сначала мы хотели взять кредит у немецкого государственного банка KfW на обновление пассажирских пригородных поездов — например Stadler. В "Укрзализныце" подсчитали, что проект не окупится, кроме того годовая ставка кредита составляет 4,5%. Это очень много — сейчас у нас кредиты под 2-3%.

Второе предложение — взять бывшие в употреблении немецкие электрички. Но в УЗ подсчитали, что модернизация одного пригородного немецкого б/у состава обойдется в 2 млн евро. Потому они отказались от этой идеи. Модернизация электричек с узкой на широкую колею при подсчете оказалась дорогой.

Пока не будет принят законопроект "О ж/д транспорте" и не будет отрегулированной, стабильной компенсации из местных бюджетов, любое обновление пригородного сообщения обречено. Нет единого билета, нет компенсации и т. д.

В планах МИУ несколько раз декларировалось появление новой евроколеи в Украине. Говорили о Киев—Одесса, Варшава—Львов и т. д. Какие проекты уже начали реализовываться?

В будущем фокус будет идти на мультимодальные комплексы, на устранение "узких мест" в перевозках.

Одним из решений вопроса должен стать Сухой порт возле Львова, куда заходит узкая колея. Там она есть, ее не нужно строить. Нужно сделать перегрузочный комплекс с широкой колеи на узкую и таким образом зарабатывать на мультимодальной логистике. УЗ хочет сделать подобный проект в Ковеле.

Я считаю, что такие проекты нужно делать на всех границах Украины. Сейчас мы смотрим на границу с Румынией и в планах сделать и там мультимодальный комплекс.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ :   Украина должна брать кредитные средства и строить — замминистра инфраструктуры

Та же ситуация с аэропортом "Ужгород", там тоже можно сделать мультимодальный комплекс. Аэропорт "Ужгород" находится на границе со Словакией и не сможет функционировать без иностранного инвестора.

К слову — что с аудитом аэропорта "Ужгород"?

Да, мы должны были пройти аудит EASA. Пока что законодательство о публичных закупках остановило этот процесс, потому как "Украэрорух" не может заплатить 60 тыс. евро EASA за аудит без конкурса и без контракта. Сейчас мы хотим дождаться разъяснения от Минэкономики и за переговорной процедурой провести аудит EASA.

Сдвиг идет по срокам.

Задача стоит — за месяц провести оплату аудита, пройти аудит за 3-6 месяцев. Параллельно за 3 месяца прийти к двустороннему соглашению со Словакией по управлению воздушным пространством. До конца года поставлена задача запустить аэропорт "Ужгород".

Параллельно нужно искать стратегического инвестора для аэропорта, который знает, как привлекать новые авиакомпании. Подготовлен инвестпроект, сумма инвестиций составляет порядка 2 млн евро в оборудование для аэронавигации.

Вернемся к евроколее. А есть еще проекты, кроме мультимодальных комплексов?

Есть проект, который анонсировал министр инфраструктуры Владимир Омелян. Это Львов—Киев—Одесса, скоростное движение на базе евроколеи 1435.

Этот проект мы включили в инвестплан Евросоюза и ищем средства на ТЭО. В инвестплане есть составляющая часть — техническая помощь. Мы хотим, чтобы Еврокомиссия предоставила эту техпомощь для расчета оценочной стоимости проекта, и как нужно реализовывать этот проект в Украине. Пока мы не говорим о строительстве, потому что его стоимость 5-8 млрд евро.

Разрешился ли вопрос с паромами УЗ? Будет ли вообще УЗ становиться на маршрут Шелкового пути?

Это проблемный вопрос связан з совместным предприятием между тремя железными дорогами: украинской, азербайджанской и грузинской. Паром "Герои Шипки" отремонтирован, он стоит на причале в порту Черноморск уже полгода.

Выходов из сложившейся ситуации я вижу два: или отдать паромы в бербоут, или комплексно рассматривать вопрос и вместе с концессией паромной переправы в порту Черноморск отдавать концессионеру этот паром. Пока ситуация выглядит так, что ни УЗ, ни СП оперировать этим паромом на маршруте не может.

Почему? Это ведь хороший заработок.

Да, но это и сложный бизнес. В УЗ нет судоходной компании, персонала. "Укрзализныця" — это все же ж/д перевозки. Каждый должен заниматься своим делом.

Фото: Виктор Довгань, Facebook

Водный транспорт

По вашим словам, если не будет принят ВВП, то Украина не получит кредит в 50 млн евро на развитие судоходства на Днепре. Почему выдвинуты такие условия?

Во-первых, ЕИБ не понимает, как мы будем отдавать этот кредит. Нет никаких источников финансирования. Кроме того, что мы предоставляем госгарантии, мы должны ввести речной сбор или предусмотреть, как мы будем возвращать кредитные средства. Второй вопрос — у нас нет вообще никакого законодательного регулирования внутреннего водного транспорта. Есть ряд различных нормативных актов, которые между собой не связаны.

Проводились ли переговоры с "Нибулоном", пришли ли к согласию?

Переговоры на финальной стадии. Думаю, что мы выйдем на совместный законопроект уже в ближайшее время.

Это будет другой законопроект?

Нет, это будет доработанный законопроект МИУ. У "Нибулона" есть замечания по флагу третьих стран и по речному сбору. Эти вопросы мы сейчас и обговариваем. Пока более конкретно не могу комментировать.

Во второй части интервью речь пойдет о бетонных дорогах, пассажирском транспорте и зарплате замминистра.