НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Есть ли место украинскому малому и среднему бизнесу на рынке Евросоюза

Есть ли место украинскому малому и среднему бизнесу на рынке Евросоюза
Зона свободной торговли между Украиной и ЕС открывает огромные возможности для украинского бизнеса. Delo.UA разбиралось, удалось ли малому и среднему бизнесу использовать эти возможности и занять свое место под солнцем на перспективном рынке ЕС
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В общей сложности Украина подписала 16 соглашений о зонах свободной торговли, которые покрывают 45 стран. В ближайшие годы этот перечень могут дополнить еще несколько — в том числе Израиль, Турция и, возможно, Соединенные Штаты. Самым символичным, самым заветным и одним из наиболее экономически перспективных для нашей страны было подписание договора о зоне свободной торговли с Европейским Союзом.

Свободная торговая зона с ЕС — это не только отмена таможенных пошлин для украинских товаров,  но и "экономическая интеграция" Украины, а также "встраивание нашей страны в цепочки создания добавленной стоимости". Но для экономической интеграции наша страна должна проделать огромную работу. В частности, привести требования к безопасности продукции в полное соответствие с европейскими, а также выполнять все процедуры контроля за соблюдением этих требований.

Для предпринимателей, которые ранее не работали на рынке ЕС, это означает новые хлопоты и затраты, ведь нужно было подтянуть качество продукции и ее безопасность до более высокой европейской планки. Но в конечном счете бизнес оказывается в плюсе, получив более легкий доступ к рынкам стран Евросоюза.

Delo.UA разбиралось, какие изменения произошли в украинском экспорте в ЕС за последние годы, а также удалось ли украинскому малому и среднему бизнесу занять свое место под солнцем на этом перспективном рынке.

Бизнес выходит на рынок ЕС с новыми товарами

Украина традиционно поставляет на внешние рынки, в том числе и в Евросоюз, в первую очередь сырье и полуфабрикаты. Полностью преломить эту тенденцию за несколько лет, в течение которых действует зона свободной торговли, не удалось. Но в Институте экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) отмечают позитивные тенденции.

Если в 2013 году сырье, полуфабрикаты и переработанная продукция занимали приблизительно одинаковые доли в экспорте в Евросоюз, то в 2017 году доля переработанной продукции выросла на 10-11 процентных пункта — до 43%. Доли сырья и полуфабрикатов в поставках в Европу сократились — до 29% и 27% соответственно.

"Мы действительно увеличили экспорт переработанной продукции в ЕС. Но нужно понимать, что это не только продукция конечного потребления, но и в значительной мере продукция промежуточного потребления, — поясняет руководитель Центра экономических исследований ИЭИ Вероника Мовчан. — К примеру, выросла доля в экспорте в ЕС подсолнечного масла с 2 до 7%. Именно масло в первую очередь объясняет, почему выросла доля переработанной продукции".

Вероника Мовчан уточняет, что по итогам 2017 года до 84% в экспорте переработанной продукции в ЕС составляли как раз товары промежуточного потребления. Это, по ее словам, означает, что Украина участвует в европейских цепочках создания добавленной стоимости, поставляя товары промежуточного потребления для создания готовой продукции уже в Европе.

Украина наращивает также экспорт товаров конечного потребления в Евросоюз.

"Доля готовых товаров за последние несколько лет выросла с 9 до 13%. Причем рост произошел не за счет продуктов питания, а за счет товаров длительного потребления, хозяйственных товаров — чайников, техники для дома, мебели", — рассказывает Вероника Мовчан.

При этом она отмечает, что Украина очень мало продает в Евросоюз средств производства (которые тоже входят в переработанную продукцию), — их доля составляет лишь 2%. "Хотя если посмотреть на статистику глубже, Украина все же начала больше везти подобной продукции в европейские страны, к примеру, станков для текстильных производств", — уточняет Вероника Мовчан.

Предприниматели постепенно выходят на европейский рынок с новыми "более сложными" продуктами, отмечают в Министерстве экономического развития.

В прошлом году украинский бизнес начал продавать в ЕС новые товары по 357 позициям.

Это дополнительные $90,1 млн поступлений, подсчитали в ведомстве.

Доходы растут, но растут ли объемы поставок?

Украинский экспорт товаров в прошлом году вырос на 19%, общие поступления составили $43,3 млрд. Правда, страна еще далека от результатов 2012-2013 гг., когда поступления доходили до $70 млрд в год.  Ключевая причина — оккупация Донбасса, где находились значительные промышленные мощности Украины, и ограничение торговли с Россией, на которую всегда приходилось около четверти украинского экспорта.

Если в 2012-2013 гг. на Евросоюз приходилось до четверти украинского экспорта, то за 2017 год его доля стремительно выросла — до 38%. При этом экспорт в Европу в прошлом году вырос на целых 30% — до $17,5 млрд.

Но есть важное "но": предприятия лишь оттолкнулись от дна, фактически восстановив свои позиции в Евросоюзе после падения в 2015 году.

Наибольший рост в прошлом году продемонстрировали ключевые товары украинского экспорта: железные руды и концентраты (дополнительные $563 млн), кукуруза ("плюс" $395 млн), семена рапса ($357 млн), полуфабрикаты из стали ($276 млн) и комплекты проводов для транспортных средств ($211 млн).

При этом по сравнению с прибыльными 2013-2014 гг. выросли не только поступления от экспорта, но и физические объемы поставок товаров в Евросоюз.

По информации Министерства экономического развития, в прошлом году украинские компании наращивали экспорт в Евросоюз почти по 2 тыс. товарных позиций. Среди самых быстрорастущих — сливы и терн, полиэтилен, куриные яйца, лодки и моторные катера, серебро, молоко и сливки, мужские пальто и костюмы.

Исключение из тенденции постоянного роста — продукция металлургии (конфликт на востоке Украины ударил в первую очередь по этой отрасли, так как на территории Донбасса были сконцентрированы предприятия металлургии). К примеру, поступления от экспорта железных руд и концентратов сократились по сравнению с 2014 г. на 22%, а физические объемы — на 9%. Показатели экспорта полуфабрикатов из стали еще менее радостные: поступления сократились на 42%, а объемы поставок — на 31%.

Растет экспорт крупного бизнеса, но где место малого?

Зарабатывают на экспорте и пользуются тарифными преимуществами Зоны свободной торговли с Евросоюзом в первую очередь крупные компании. Ведь именно они продают за границу товары, которые лидируют по поставкам.

Украинского малого и среднего бизнеса на торговой карте Европы пока мало, но он все же заметен.

"Если говорить о поставках в Евросоюз ключевых товаров, которые обеспечивают наибольший вклад в поступления от экспорта, то МСБ там мало", — уточняет Вероника Мовчан.

Есть сектора и сегменты, где просто нет мелких производителей, уточняет Андрей Ярмак, экономист Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). "Это в первую очередь зерновая и масложировая отрасли. Как раз они дают самый большой доход от экспорта. Но это commodities, там размер предприятия имеет значение для конкурентоспособности", — уточняет Ярмак.

Это же касается и металлургии, добавляет Вероника Мовчан. "Но, к примеру, продукция машиностроения, например кабелей и проводов (входит в топ-10 товаров в экспорте — Ред.) — это уже ближе к среднему бизнесу", — уточняет экономист. Минеральные продукты, по ее словам, в Европу поставляют все-таки большие компании. Среди экспортеров продукции химии удобрения продает крупный бизнес, а вот порошки и фармацевтическую продукцию — компании поменьше.

В молочной и мясной отраслях — микс. В экспорте участвуют мелкие, средние и несколько крупных производителей, добавляет Андрей Ярмак.

Согласно расчетам Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ), доля МСБ в стоимости экспорта в 2012 году составляла лишь 14,5%.

"Это общепринятое клише, что украинские экспортеры — это только крупные сельскохозяйственные холдинги или производители стали и угля. Украина экспортирует много продуктов с добавленной стоимостью во множестве секторов: машиностроение, электроника, товары аграрной отрасли, текстиль", — говорит посол и глава представительства ЕС в Украине Хьюг Мингарелли.

Многие продукты, которые идут на экспорт, производятся средними и малыми компаниями, уточняет Вероника Мовчан. "В одних случаях экспортером может выступать оптовая компания-посредник, которая закупает товар для формирования достаточных партий, хотя небольшой бизнес в цепочке также присутствует. В других случаях МСП экспортируют самостоятельно. Думаю, что единственное исключение — металлургия, там только крупные компании", — говорит Мовчан.

Экспортеры продуктов плодоовощной отрасли, меда, органических продуктов относятся к категории мелких, подчеркивает Андрей Ярмак. Практически весь экспорт этих товаров идет в страны ЕС.

"И я вижу бум в этих сегментах. У нас бум экспорта меда, мы почти догнали Аргентину, а впереди в мире только Китай. А десять лет назад мы были во второй десятке. Мы с нуля подняли экспорт малины и стали третьим крупнейшим экспортером в Европе и четвертым в мире. Мы один из ключевых поставщиков органических продуктов в ЕС", — делится Ярмак.

Основные товары, которые экспортирует украинский МСБ, — это зерновые культуры, подсолнечное масло, древесина, фанера, мука и крупы, молоко и сыр, песок, гравий и глина, двигатели и турбины, мебель, сахар, овощи и фрукты, помпы и компрессоры, — приводят свои данные в Министерстве экономразвития.

Кроме того, согласно опросам бизнеса, МСБ также экспортирует за границу свои услуги. В частности, в сфере ИТ услуги в Евросоюз продают 20% МСБ, а в другие страны — 33% небольших компаний.

Но в большинстве своем украинские предприятия пока далеки от производства и экспорта высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью. И не в последнюю очередь потому, что экспорт для малых и средних компаний — это существенные затраты и трудности в преодолении таких барьеров, как бюрократия и таможенные процедуры.

Delo.UA в рамках коммуникационной кампании "Україна-ЄС.Прямуємо Разом\Moving forward together"  бросает вызов сложившейся ситуации. 

В новом спецпроекте "БизнЕС вместе" мы будем рассказывать о небольших, но уже успешных предпринимателях, которые не только удачно строят бизнес Made In Ukraine, но и меняют торговую карту мира.

В течение следующих 6 месяцев мы будем знакомить читателей с возможностями, которые открывает Зона свободной торговли для малого и среднего бизнеса.

Будем рассказывать, как предприниматели могут использовать эти возможности для покорения европейского рынка, а также развития отечественной экономики.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram