НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Обновление нацкомиссии: кто теперь будет утверждать тарифы в Украине

Больше года длилась работа над законом о комиссии, регулирующей рынки энергетики и коммунальных услуг. Но даже победное голосование в Верховной Раде омрачилось критикой экспертов. Какие подводные камни остались в принятом законе об энергорегуляторе?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В конце прошлой недели Верховная Рада Украины приняла Закон "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг" (НКРЭКУ). Работа нынешней комиссии, от которой зависят практически все тарифы в энергосфере, была полна нареканий и судебных исков, в том числе из-за ее непонятного юридического статуса.

Президент Украины Петр Порошенко создал НКРЭКУ в 2014 году из двух комиссий — по энергетике и по коммунальным услугам. Новый регулятор не без оснований обвиняли в лояльности к президенту. Ровно по той же причине комиссии пытались отказать в праве на существовании. В конституционных обязанностях Гаранта нет права ее создавать.

Спустя два года рискованно-правового существования НКРЭКУ обрела твердую почву под ногами: независимый источник финансирования, возможность приглашать специалистов на работу и регулировать рынок во благо участников и потребителей. Решения комиссии не может остановить даже обжалование в суде (до вынесения и вступления в силу приговора).

Но вот незадача — несколько депутатов и экспертов называют голосование по закону о регуляторе подтасовкой, нечестной игрой и использованием президентом собственной фракции в парламенте.

Например, изменилось соотношение сил в комитете, который отбирает новых членов в НКРЭКУ. В ранних вариантах в комитет входили представители от Верховной Рады и правительства. В конечном варианте президент получил два голоса из пяти.

Депутаты и эксперты требовали полной смены нынешнего состава регулятора. Но в закон вошла оттянутая на полтора года ротация, которую самолично контролирует президент.

Итак — стоит ли радоваться законной НКРЭКУ?

Кадровый вопрос

Депутаты много внимания уделили кадровому отбору. Нынешний формат, когда членами и главами НКРЭКУ становились непрофильные специалисты, вызывал много критики со стороны рынка. С другой стороны, связь членов комиссии с компаниями рынка тоже вызывала подозрения.

Аналогично много критики вызывала зависимость комиссии от президента, поэтому вопрос отбора и ротации членов в законе прописан очень конкретно.

Комиссия состоит из 7 членов. Полномочия члена длятся 6 лет, можно работать не больше 2 сроков.

Периодически проводят ротацию: каждый год должны назначать двух новых членов. Инаугурация нового президента не влияет на ротацию членов НКРЭКУ.

Бывшему участнику комиссии на 2 года запрещается работать в предприятиях сферы энергетики и коммунальных услуг после увольнения из комиссии. Но полгода после увольнения бывшему члену будут платить компенсацию — эквивалентную средней зарплате за последние полгода работы.

Досрочно уйти из комиссии можно только по веским причинам и с разрешения президента.

Один из наиболее проблемных моментов действующей комиссии — кадровый. Часть экспертов считает, что члены НКРЭКУ зависят от президента Украины, на которого могут влиять заинтересованные бизнесмены.

Но и в новом законе ротация членов комиссии находится на контроле у гаранта Конституции — он утверждает поименный список увольняемых. В переходных положениях к закону указано, что 3 члена нужно сменить в течение ближайшего полугода. Еще 2 члена — в течение полутора лет. И наконец — последнюю пару заменят через 2,5 года. Учитывая, сколько копий было сломано в обсуждениях, нельзя сказать, что это случайное решение депутатов.

Решения в комиссии принимаются коллегиально. Главу выбирают большинством голосов, поэтому на ближайшие полтора года в комиссии остается пропрезидентское большинство.

Запланированная как независимый регулятор рынка энергетики и коммунальных услуг, НКРЭКУ минимум на полтора года остается под контролем президента.

Кто попадает в комиссию

Поиск новых членов комиссии построен более независимо: его назначают через открытый конкурс. Организацией и проведением конкурса занимается комиссия при президенте.

При этом конкурсная комиссия формируется Верховной Радой, президентом и Кабмином: два члена от комитета по ЖКХ и от комитета по ТЭК; два — от президента; один — от правительства. Работать комиссия может при наличии 4 членов.

Выбирают нового члена НКРЭКУ простым голосованием, после чего кандидатов утверждает президент.

Независимость

Чтобы добиться независимости от бизнеса, депутаты установили — члены комиссии и другие должностные лица не имеют права быть собственниками корпоративных прав любых предприятий сфер энергетики и коммунальных услуг.

А встречаться с представителями бизнеса член комиссии может только по вопросам их деятельности и в присутствии двух других представителей НКРЭКУ.

Комиссии не нужно согласовывать свои решения с органами госвласти, кроме случаев, связанных с защитой экономической конкуренции.

Ее решения не останавливаются даже во время обжалования в судебном порядке.

Финансы

Комиссия сама распределяет и распоряжается своими средствами. Но до 1 апреля следующего года должна отчитаться за использованные средства. Утверждает бюджет НКРЭКУ комитет по ТЭК Верховной Рады.

Финансировать комиссию будут участники рынка — они будут совершать взносы в специальный фонд госбюджета. Взнос рассчитывается от чистого дохода участника. Ставку ежегодно определяет комиссия, но она не должна превышать 0,1% от чистого дохода участника за предыдущий квартал. Этот пункт вступает в силу с 1 января 2017 года.

Глава комиссии будет получать 50 минимальных зарплат, член — 40 "минималок". Предполагаются доплаты за выслугу лет, ученую степень, доступ к гостайне и спецзвание (либо ранг).

Кто может быть регулировщиком

Требования к главе НКРЭКУ:

  • гражданин Украины,
  • выпускник ВУЗа (техническое, юридическое или экономическое образование),
  • высокоморальный профессионал,
  • опыт работы в энергетике или коммунальных услугах не менее пяти лет,
  • опыт руководителя — не менее двух лет,
  • знает украинский язык,
  • достаточно здоровый.

При этом есть ряд ограничений.

Эксперт в энергетической отрасли, президент DiXi Grouр Елена Павленко прокомментировала значение нового закона об энергорегуляторе для Украины и отрасли.

Вопрос закона о НКРЭКУ нужно рассматривать с двух сторон: политической и законодательной.

Закон полностью соответствует нормам европейского законодательства. Но с политической — не хватило голосов для поддержки полной ротации членов нынешней комиссии и гарантировано получить независимую и обновленную комиссию.

Целый год шла работа над законопроектом, чтобы добиться финансовой и институциональной независимости комиссии. Европейское законодательство требует снять любой контроль любой институции над регулятором. В условиях тотального недоверия в нашей политике это очень непросто, вокруг этого было много дискуссий.

Но закон прописан так, что он соответствует европейским требованиям. Большая благодарность всем депутатам, которые сделали это возможным.

Политическая сторона значительно сложнее. Полная перезагрузка или частичная ротация — это не регулируется европейским правом.

В июле попытка принять "идеальный" закон провалилась. На этот раз Рада нашла голоса только на частичную ротацию.

Если выбирать между нулем (отсутствие закона о регуляторе) и результатом, который мы имеем, — это шаг вперед.

Теперь определен срок ротации — чего не было раньше​.​ ​Члены могли работать в комиссии десятки лет.

Закон определил не только требования к членам комиссии, но и предоставил хороший оклад, чтобы человек сохранил свою авторитетность и независимость от участников рынка.

Также прописана ответственность членов комиссии за решения, чего раньше не было.

Появился пункт о том, в каких условиях представители НКРЭКУ могут встречаться с участниками рынка.

Конкретность законодательства облегчает контроль общественности и журналистов за регулятором.

Как будет происходить ротация нынешнего состава, неизвестно. Но к выбору следующих членов комиссии Верховная Рада может привлечь международных экспертов и выбрать профессионалов.​ Это будет гарантией, что следующий состав комиссии будет высокопрофессиональным. ​