- Категория
- Недвижимость
- Дата публикации
Финишная прямая. Что нужно сделать власти, чтобы завершить ликвидацию ГАСИ
Громко запущенная полгода назад реформа градостроения, казалось бы, застопорившая и отошедшая из-за эпидемии коронавируса и сопротивления незаинтересованных в ней сил, на самом деле продвинулась достаточно глубоко. Главное, что сегодня необходимо для перехода реформы на следующий этап — это политическая воля парламентского большинства, все остальное уже более-менее готово.
В марте, когда Кабинет министров принимал постановление о ликвидации печально известной Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) и создании новых органов, призванных разделить между собой функции монопольно принадлежавшие ГАСИ, на реализацию первого этапа реформы отводилось два месяца. Однако почти сразу после этого до страны добрался коронавирус, приведший почти к полному локауту. И для власти, да и для общества в целом, строительная реформа отошла на задний план.
Когда же деловая активность восстановилась, выяснилось, что, во-первых, работа над реформой, пусть и не так быстро, как изначально было заявлено, продолжалась, а во-вторых, реформу тормозит не только опасный вирус и связанные с ним ограничения, но и достаточно широкий спектр сил, не заинтересованный в каких бы то ни было изменениях на строительном рынке.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaИтак, на сегодняшний день уже созданы органы, которые должны перебрать на себя функции ликвидируемой ГАСИ. Это Государственная инспекция градостроения (Державна інспекція містобудування) или ДІМ, которая должна осуществлять контроль и надзор за строительством и Государственная сервисная служба градостроения или Госсервисстрой, которая будет исполнять разрешительные, регистрационные сервисные функции в строительстве.
Планировалось создание и третьего органа — Государственного агентства технического регулирования (ДАТР), главной функцией которого стало бы формирование и утверждение государственных строительных норм (ДБН). Сейчас эту функцию выполняет Министерство развития громад и территорий и именно это министерство должно было разработать положение о ДАТР, что запустило бы процесс создания органа. Но за прошедшие с момента старта реформы почти полгода в Минрегионе за эту работу так и не взялись. То ли реформа децентрализации для Минрегиона более приоритетна, то ли не спешат отказываться от права формировать ДБН.
Еще один важный элемент реформы, который уже запущен, пусть пока и в тестовом режиме — Единая государственная электронная система в сфере строительства. Новая система должна заменить строительный реестр, который ранее вела ГАСИ, и к работе которого было очень много претензий. Реестр не находился на балансе государства, а потому, как утверждают в Министерстве цифровой трансформации (именно она разрабатывала новый реестр), в реестр ГАСИ можно было бесконтрольно вносить какие угодно изменения и манипулировать с данными в коррупционных целях. Новая электронная система с одной стороны находится под контролем государства, что защитит ее от вмешательства, а с другой — содержание реестра открыто для всех.
Как бы там ни было, большая часть работы по запуску новой системы регулирования в строительстве уже выполнена, но, чтобы новые органы начали в рабочем режиме выполнять возложенные на них функции, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство. То есть сейчас мяч у Верховной Рады и именно за ней следующий шаг в деле реформы градостроительства.
Как оказалось, необходимые изменения в парламенте также приготовлены. На днях на круглом столе, состоявшемся под председательством Премьер-министра Дениса Шмыгаля, глава профильного парламентского комитета Андрей Клочко представил главные наработки законодателей, и эти наработки были в целом позитивно оценены экспертами, и, что самое важное, нашли поддержку у представителей строительного рынка, также участвовавших в их обсуждении на круглом столе.
В частности, в дискуссии приняли участие представители ассоциации "Коло українських будівельників" (КУБ), которая объединяет достаточно широкий круг так называемых средних застройщиков, которым не могло не импонировать то, что власть в законодательных предложениях пошла им на встречу. Так, в законодательстве предлагается закрепить "принцип альтернативности", то есть предоставить заказчикам строительства право самим определять орган, который будет контролировать ход строительных работ. Кроме того, застройщикам предлагают дать право регистрировать строительство и получать разрешение на проведение строительных работ экстерриториально, то есть независимо от места строительства. Также застройщик сможет застраховать свое строительство и тогда функцию контроля будет исполнять уже не государство, а страховщик.
Также законодательные изменения предполагают появление восьми главных региональных инспекторов градостроения (они же начальники межрегиональных подразделений ДИМ), так называемых "строительных шерифов" и главного инспектора градостроения Украины (глава ДИМ). Последний, помимо надзора за контролирующими строительство органами, будет исполнять еще и функцию досудебного арбитра.
Таким образом законодательные изменения, необходимые для перехода реформы на следующий этап, в целом наработаны, и теперь дело за малым — окончательно отшлифовать эти инициативы и проголосовать их в парламенте. Но не все так просто, крупные застройщики, которые достаточно хорошо себя чувствовали при старой системе, достаточно активно пытаются оставить все как есть или ограничиться косметическими изменениями, чтобы и дальше делить строительный рынок внутри ограниченного круга "своих".
Не так давно свое видение реформы представил Офис простых решений и результатов Михеила Саакашвили. Причем сделал это при активном содействии Конфедерации строителей во главе с крупным застройщиком и экс-главой Минрегиона во времена Порошенко Львом Парцхаладзе. Суть их инициатив, которые, к слову, явно противоречат концепции реформы, предложенной Президентом Владимиром Зеленским, свелась к тому, что вся уже проделанная работа в реформировании градостроительства неправильная, и реформу надо начинать заново. Многие эксперты сошлись во мнении, что за предложениями Саакашвили маячит тень крупных застройщиков.
Также реформу регулярно критикуют и другие крупные игроки строительного рынка или связанные с ними люди. Пусть и не слишком откровенно против реформы выступают: крупный застройщик Андрей Вавриш, который говорит про ГАСИ, что "убийством не оживляют", его партнер и нардеп от ОПЗЖ Дмитрий Исаенко, нардеп от "Слуги народа"Елена Шуляк и другие. Формально все они за реформу, но видят ее по-своему и предлагают альтернативные пути, которые в результате приводят лишь к тому, что реформа тормозится.
Но некоторые наступают на реформу и вполне "в лоб". Так, апофеозом противодействия реформе стал иск в Окружной административный суд Киева с требованием признать незаконным постановление Кабмина о ликвидации ГАСИ. За этим иском, как пишут СМИ, стоит организация еще одного крупного застройщика — Алексея Кулагина.
Так что сопротивление реформе ГАСИ идет достаточно активное, и сегодня строительная сфера вплотную подошла к некому моменту Х. Либо законодательные изменения будут приняты и тогда остановить реформу будет уже крайне сложно, либо власть будет топтаться на месте к радости крупных застройщиков. При этом у власти есть все, чтобы вывести реформу на следующий этап — понимание, какой реформа должна быть, создано большинство новых органов, наработаны законодательные изменения, и, что самое главное, есть поддержка широкого круга участников рынка и общества. Осталось проявить политическую волю и принять в парламенте нужные законодательные изменения, и тогда у противников реформы, несмотря на все их ресурсы, будет минимум возможностей повернуть ситуацию в выгодное только им русло.
Дмитрий Филипенко, специально для Delo.ua