Геймификация в бизнесе. Тренды 2018 года

Геймификация в работе с сотрудниками, покупателями и партнерами повышает их вовлеченность в решение задач, желание действовать без принуждения, мотивацию и даже азарт

Понятие геймификации уже закрепилось в бизнес-словаре, перейдя из разряда модных в привычные. С середины нулевых годов игровые механики успешно применяются в самых разных сферах — от веб-дизайна и разработки интерфейсов программного обеспечения до подходов к обучению и мотивации персонала. Применение таких механик в работе с сотрудниками, покупателями и партнерами повышает их вовлеченность в решение задач, желание действовать без принуждения, мотивацию и даже азарт.

На первый взгляд может показаться, что в этой сфере уже все изучено и придумано. Однако это не так: направление продолжает развиваться, находя новые сферы применения и получая новое толкование. По мнению аналитиков, к 2025 году объем мирового рынка технологий для геймификации составит не менее 14,5 миллиарда долларов при ежегодном приросте 18,3%. В каком же направлении движется геймификация в 2018–2019 годах, и что уже можно внедрить в украинских компаниях?

Перенесите игровые наработки из HR в маркетинг

Последние 10 лет в мире вообще и в Украине в частности характеризуются геймификацией в HR. Какие только инструменты ни применялись в управлении персоналом! И соревнования между сотрудниками, и набор баллов при выполнении KPI, и всевозможные игровые тренинги, и вирусные челленджи. Например, в компании Lenovo есть корпоративная система, в которой сотрудники могут зарабатывать баллы, обменивать их на призы и поддерживать глобальные онлайн-активности.

Теперь игровые подходы перешли в сферу привлечения клиентов и дальнейшего взаимодействия с ними с целью повышения лояльности. Игровые механики в маркетинге применяет не только крупный, но и средний и малый бизнес; здесь на помощь приходит доступное программное обеспечение. Используются такие инструменты:

  • стимулирование клиентов оставлять отзывы об оказанных услугах или о купленном товаре за вознаграждение;
  • переход программ лояльности от дисконтной системы к бонусной: собери баллы, фишки, наклейки — выиграй или купи со скидкой; такой подход уже популярен в украинских торговых сетях;
  • вознаграждение клиентов статусом, диджитал-отметкой или баллами за привлечение друзей, установку мобильного приложения, активность в личном кабинете и прочее.

Одно из преимуществ геймификации во взаимодействии с клиентами — способность удерживать их. Этот инструмент работает на эмоциональном уровне, а не только на уровне схем "деньги — товар". Теперь геймификация — это нечто большее, чем просто механика; это широкая концепция, которая вписывается в поведенческую науку для мотивирования целевой аудитории.

Разнообразьте технологии для обучения

Геймификация в обучении распространяется теперь не только на сотрудников, но и на партнеров и клиентов компании. Электронное обучение (e-learning) уже стало самостоятельным продуктом — вспомните онлайн-курсы иностранных языков. Для удержания внимания и интереса учащихся в этой сфере широко используются игровые механики. Пример — Lingualeo: пройди тест и собери баллы — перейди на новый уровень, накорми знаниями своего аватара, лайкни достижения друга.

Новый тренд в корпоративном образовании — использование технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. Пока их применяют в основном крупные компании ввиду сложности и дороговизны создания контента. Но технологии становятся доступнее, а магазины VR-приложений ежедневно пополняются новым контентом, поэтому скоро виртуальная реальность придет и в малый бизнес. Уже сейчас реальные симуляции и VR-тренажеры дают видимый эффект, в том числе и экономический: наглядность обучения, сокращение его сроков, безопасность, экономия на тренерах, командировках и так далее. Некоторые из них очень похожи на компьютерную игру.

В Украине интерактивный VR-тренажер применяет ДТЭК для обучения рабочих на предприятиях. Сотрудники отрабатывают в виртуальной реальности операции и в ней же сдают экзамен. Визуальный формат повышает мотивацию учащихся. А интерактив вовлекает в обучение: по словам экспертов Академии ДТЭК, сотрудники компании ждут своей очереди, чтобы опробовать новый вид тренинга.

Используйте вовлекающие мобильные технологии — приложения и социальные сети

Разработка собственного мобильного приложения — уже практически мастхэв для компаний, будь то сеть супермаркетов, банк или бизнес-форум. А с развитием мобильных сетей 4G/5G появились технические возможности для более широкого применения в них игровых механик и принципа "здесь и сейчас". Чтобы стимулировать клиентов пользоваться приложением или лайкать ваши посты в соцсетях, уже недостаточно просто сообщать им об акционных предложениях. С ними нужно играть: предложить бонус за регистрацию или чекин, добавить счетчик баллов на главный экран, дать звездочку за активное комментирование (а возможно, и поощрить материально).

В Украине вовлекающие приложения уже вовсю используют организаторы крупных бизнес-мероприятий. Например, бизнес-/медиабюро ekonomika+ создало для Get Business Festival 2018 одноименное приложение, в котором пользователь может отмечать интересующие его доклады сердечками. А организаторы киевского "Форума бизнес- и IT-лидеров" провели в своем приложении соревнование среди активных комментаторов.

Мобильная геймификация касается не только внешней аудитории. Мобильная версия workplace и активность сотрудников в нем — новые инструменты в HR.

Управляйте устройствами — от автомобилей до контроля здоровья

По оценке аналитиков, основные отрасли, применяющие геймификацию, — это автоиндустрия, здравоохранение, образование, сегмент потребительских товаров, а также банковская сфера. Такая очередность сохранится и в будущем.

Автомобилестроение стоит на первом месте неспроста. Геймификация здесь уже широко применяется в приложениях, особенно в связке с носимыми устройствами — браслетами и смарт-часами.

Водитель, который следует рекомендациям приложения, набирает очки или получает определенный статус. Например, автоконцерн BMW разработал приложения для смарт-часов для управления навигацией, кондиционированием и открыванием авто без ключа. А приложение Nissan помогает отслеживать скорость движения и расход топлива.

Но самый последний тренд в автопроме — биометрические технологии. Они применяются в системах безопасности для распознавания водителя, а также для отслеживания состояния его здоровья и усталости. Технология позволяет считывать жесты, голос и положение головы человека за рулем. Концерны Toyota, Mercedes-Benz и другие оборудуют некоторые модели авто биометрическими датчиками, которые определяют частоту дыхания, пульса и другие параметры, а также следят за концентрацией внимания водителя. Вся эта информация подается в интерактивном формате, который стимулирует его самостоятельно следить за своими показателями.

На втором месте среди сфер применения геймификации — здравоохранение. И здесь тоже речь идет об управлении устройствами и приложениями. Компании, работающие в данной сфере, стремятся вовлечь людей в процесс правильного ухода за собственным здоровьем, при этом сделать его увлекательным. Например, у Philips есть детская зубная щетка, которая в связке с мобильным приложением не только учит ребенка чистить зубы, но и стимулирует его делать это регулярно, при этом зарабатывая баллы.

В здравоохранении применяется и виртуальная реальность. Специальные VR-приложения и игры помогают проводить психологическую, офтальмологическую терапию, послеожоговую регенерацию и другие виды лечения за счет интерактива, реализованного в VR.

Специалистам разных сфер стоит помнить, что вся наша жизнь — игра. Ее механики присутствуют в повседневном общении, в отношениях с коллегами и детьми. И такое стремление людей играть стоит учитывать, разрабатывая продукты, дизайн, процессы и бизнес-идею в целом.