НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Год стабилизации: как будут спасать МАУ от убытков в 2019 году

Год стабилизации: как будут спасать МАУ от убытков в 2019 году
Украинская авиакомпания МАУ поделилась итогами прошлого года и обозначила свой вектор развития на 2019 год

Итоги 2018 года

"Год был тяжелым, все цифры и достижения дались нам нелегко", — начал свое выступление на пресс-конференции президент авиакомпании МАУ Юрий Мирошников. За прошедший год МАУ увеличила пассажиропоток на 15%, преодолев рубеж в 8 млн пассажиров, однако двузначный рост не отразился положительно на финансовых результатах авиакомпании.

Юрий Мирошников не назвал конкретные цифры, однако отметил, что авиакомпания уже второй год подряд является убыточной. "Убыточность — это та цена, которую мы платим за развитие сети маршрутов и расширение флота в очень неблагоприятных экономических условиях", — сетовал он.

Напомним, в 2017 году чистый убыток МАУ составил 304 млн грн против 387 млн грн чистой прибыли в 2016 году. По прогнозам топ-менеджмента убытки по итогам 2018 года будут бОльшими.

Глава компании объяснил отрицательный результат деятельности несколькими причинами. Во-первых, это резкий рост цен на авиационное топливо, который продолжался в течение всего прошлого года, а также акциз на топливо, который в Украине составляет $30 на каждой тонне (например, в ЕС его нет).

Кроме того, причиной убыточности в компании называют военный конфликт на востоке Украины и сложную геополитическую ситуацию в целом. "Мы вынуждены облетать не только территорию России, но и восток Украины и Крым, что удлиняет и, соответственно, удорожает маршрут", — пояснил Юрий Мирошников и добавил, что компания хотела бы получить от государства компенсацию за эти неудобства.

Так совпало, что именно на 2018 год пришлось активное обновление и расширение  флота МАУ, что тоже сказалось впоследствии на финансовых результатах. Однако благодаря этому в прошлом году авиаперевозчик открыл два дальнемагистральных рейса — в Дели и Торонто, возобновил прерванные более 10 лет назад полеты в Копенгаген и наладил  сообщение с Каиром.

Конкуренция с лоукостерами

"Мы принимаем их философски, как то, чего невозможно избежать", — прокомментировал Юрий Мирошников выход на рынок Украины авиакомпании Ryanair. По его мнению, особо на ситуацию на авиарынке приход ирландского лоукостера не повлиял, так как "психологическое влияние лоукостеров произошло уже давно".

Из плюсов выхода на рынок большего числа лоукост-перевозчиков глава МАУ назвал снижение аэропортовых сборов, а также изменения ряда технологических аспектов. "Мы говорили о них годами, изменения же произошли только с приходом лоукостеров", — отметил президент МАУ.

Планы на 2019

В МАУ 2019 год называют годом стабилизации — компания не планирует наращивать флот, а только будет его обновлять, заменяя более старые самолеты новыми. В частности, в этом году ожидаются поставки трех самолетов Boeing 737 MAX.

Также в текущем году у МАУ нет планов расширять географию полетов. Юрий Мирошников обещает добавить только один маршрут — из Киева в Измир (Турция). В более отдаленных планах авиакомпании — запуск рейсов в Эфиопию, однако если это произойдет, то не ранее 2020 года.

Если говорить о внутренних перевозках, то в МАУ допускают, что в будущем могут запустить рейс в Ужгород, "если будут технические возможности аэропорта соответствовать флоту". При этом летать в города Украины, которые находятся менее чем в трех часах езды наземным транспортом от Киева, в компании считают нецелесообразным. Это подтверждает и опыт запуска авиакомпанией рейса из Киева в Винницу в прошлом году.

Рост пассажиропотока, по прогнозу перевозчика, немного замедлится и будет на уровне 8-10% по итогам года. "Это позволит нам приблизиться к рубежу 9 млн (перевезенных пассажиров — ред.), но мы его, скорее всего, не преодолеем", — подчеркнул Юрий Мирошников и добавил, что рост ожидается, в основном, за счет более высокой интенсивности и загрузки бортов.

Что касается возможных изменений в правилах перевоза багажа и ручной клади, то пока в компании не намерены их пересматривать, однако Мирошников дал понять, что вступившие в январе этого года правила не окончательные. "Мы продолжаем отслеживать ситуацию на рынке, хотим приучить пассажиров к дисциплине и за недисциплинированность наказывать рублем", — отметил глава авиаперевозчика.

В целом же в МАУ ожидают, что в 2019 году им удастся выйти на чистую прибыль. "Этот год хотим обеспечить положительный результат. Хотелось бы чуда", — отметил Мирошников.