НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Городская электричка в Киеве на грани коллапса: в этом винят грипп, вандалов и КГГА

Фото: Wikipedia
Фото: Wikipedia
Пассажиропоток транспортной системы падает из года в год, а власти столицы не закупают новые поезда

В пятницу, 10 января по техническим причинам были отменены 12 утренних рейсов городской электрички Киева, о чем сообщила пресс-служба "Киевпастранса". Delo.ua  решили разобраться, что происходит с важной частью транспортной системы столицы.

Городская электричка Киева насчитывает 15 станций и 10 поездов. Ее протяженность — 50 километров. Линию открыли 2 сентября 2009 года. Тогда же "Укразилизныця" передала пригородные поезда на баланс коммунального предприятия "Киевпастранс".

Спустя 11 лет транспортная система не развивается, поезда старые и постоянно ломаются. И это при среднем пассажиропотоке в 8 миллионов человек в год. Для сравнения, в столичной подземке годовой пассажиропоток составляет около полумиллиарда человек. В то же время балансодержатель горэлектрички КП "Киевпастранс" не может вразумительно объяснить людям, почему рейсы регулярно отменяются.

Городская электричка работает только в часы пик: утром — с 6:00 до 10:00, вечером — с 16:00 до 21:00. Заявленный интервал движения — 20—40 минут, в выходные — больше часа. То есть, таким образом, жители Троещины с помощью электрички добираются на правый берег Киева за час-полтора.

Факторы задержек и отмены рейсов

Важно понимать, что движение городской электрички интегрировано в график движения всех поездов "Укрзализныци". Своих линий у городской системы поездов нет и не предусмотрено в будущем. Из-за интенсивного движения различных составов любое нарушение графика влияет в первую очередь на работу горэлектрички. Но это — только вершина айсберга. На самом деле проблем у транспортной системы намного больше.

В "Киевпастрансе" в ответ на запрос Delo.ua рассказали основные причины постоянных отмен поездов и их ужасного состояния. Оказывается, среди прочего к хаосу на маршрутах приводят и простуда с гриппом. "Периодически не хватает необходимого количества локомотивных бригад в связи с ростом количества сезонных заболеваний среди сотрудников, а также технических неисправностей подвижного состава", — рассказал Delo.ua Павел Кирилюк, и.о. заместителя гендиректора КП "Киевпастранс".

Среди основных причин задержек и поломок коммунальщики называют еще и вандалов, из-за которых, особенно в ночное время, возникают вынужденные корректировки расписания рейсов городской электрички. Например, 6 ноября 2019 года из-за повреждения поездов было отменено 10 поездов. А еще раньше — в конце октября того же года — вандалы изуродовали вагоны и украли провода электрооборудования.

Поезда электрички постоянно становятся жертвами вандалов. Фото: Сергей Борисович

Технопарк советского периода

Однако все эти причины штатные, настоящая проблема горэлектрички состоит в том, что ее обслуживают устаревшие поезда ЭПЛ9Т-003, многие из которых были построены еще в советское время. При этом новые даже и не думают закупать. Новейшие составы построены в начале 2000-х годов. "Несколько поездов курсируют с уменьшенным количеством вагонов (4 вместо 6 — Delo.ua) по причине полной изношенности колесных пар, а безопасность пассажиров для нас в приоритете", — поясняют на предприятии.

Ремонтировать колесные пары и закупать новые в "Киевпастрансе" не могут. Основная причина, по версии предприятия, в том, что все детали для ремонта производили на предприятиях Российской Федерации и на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. А украинские производители данной продукции не в состоянии удовлетворить все потребности ж/д предприятий Украины.

Например, на Крюковском вагоностроительном заводе (Кременчуг) готовы к диалогу. Завод работает и постоянно производит новые колесные пары и поезда. "Там (в Киеве — Delo.ua) старые поезда, наши детали к ним не подходят. Проще всего закупить новые поезда, мы всегда открыты к сотрудничеству", — рассказал в комментарии Delo.ua  Станислав Жарков, член правления, директор по сбыту и маркетингу КВСЗ.

Подвижной состав очень устарел и оновлять его не спешат. Фото: Рупор Киевщины

Эксперты: "Виноват город"

Специалисты убеждены — городскую электричку погубили киевские власти. "Бюджет Киева позволяет закупить новые поезда. В 2014 году были планы КГГА по закупке новых составов. А у Крюковского вагоностроительного завода даже были наработки. Однако все заглохло", — посетовал эксперт по транспорту Александр Кава.

Он также подчеркнул, что проблемы с электричкой — это показатель критичного состояния всей городской транспортной инфраструктуры. "Произошла деградация транспортной системы Киева — новые маршруты не появляются, нового транспорта закупается мало", — говорит эксперт.

В тоже время в "Киевпастрансе" считают, что за последние 5 лет городская электричка была значительно обновлена. "Был проведен ремонт остановочных пунктов "Вышгородская", "Борщаговка", "Киев-Пассажирский" (северная платформа — Delo.ua). Кроме того, проводится ремонт асфальтного и брусчатого мощения на станциях", резюмировал Павел Кирилюк, и.о. заместителя гендиректора КП "Киевпастранс".

Компромисс от железнодорожников

В "Укрзализныце"  предложили обновить электричку с помощью нового проекта — KyivCityExspress. Он предусматривает ее интеграцию с 47 станциями по Киевской области. В идеале жители многих районов Киевской области смогут сесть на поезд и выйти на любой станции горэлектрички в Киеве. К примеру, человек садится в Борисполе, а выходит на остановке "Троещина-2". Таким образом движение на ж-д путях не будет перегружено и риск отмены рейсов городской электрички уменьшится.  

На реализацию нового инфраструктурного проекта необходимо 4 млрд грн, а закончить его хотят в 2021 году. Общая длинна нового пути составит 347 километров. Благодаря реализации нового проекта, годовой пассажиропоток горэлектрички должен вырасти с 8 миллионов человек до 20. Видя состояние поездов, которыми пользуется "Киевпастранс", летом 2019 года руководство УЗ потребовало от Киева вернуть 10 поездов для их капремонта и заплатить 500 миллионов гривен. Но это требование так и не было выполнено.

Василий Михальчук, специально для Delo.ua