НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Государство не возместило украинским авиакомпаниям сотни миллионов гривен НДС

Украина задолжала национальным авиакомпаниям сотни миллионов не возмещенного НДС. У авиаперевозчиков возникают проблемы с выплатой зарплат, расчетами с партнерами по обязательствам, доставкой персонала в "Борисполь" и т.д., сообщают в "АэроСвите"

Возврат им НДС помог бы улучшить экономику, повысить конкурентные позиции национальных авиакомпаний. Такого мнения придерживаются в одном из самых крупных авиаперевозчиков Украины — "АэроСвите". Следует указать, что международные авиаперевозки украинских авиакомпаний классифицируются как "услуга на экспорт" и именно поэтому им полагается возмещение НДС.

"За последний отчетный месяц задолженность по возврату НДС дополнительно увеличилась почти на 12 млн. грн. На сегодняшний день остаток не возмещенного авиакомпании НДС составляет 138,3 млн. грн. Из них проверками подтверждено 113,4 млн. грн. Около 25 млн. грн. находятся в состоянии проверки", —  сообщили "Делу" в пресс-службе авиакомпании "АэроСвит".

Информацию о не возвращенном НДС подтвердили и в МАУ.

"У нас такая же ситуация. НДС погашают частями и с опозданием", — сетует пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. 

Налоговая и казначейство кивают друг на друга

По словам представителей компаний, переписка с налоговыми и финансовыми органами ведется постоянно. Ответы же поступают редко, в основном носят просветительский характер и разъясняют общую процедуру возврата НДС, в частности, роль в ней Государственной налоговой службы (ГНС) и Государственной казначейской службы (ГКС).

"Но ни разу за последние два года не было указано, какая сумма и когда реально будет возвращена", — говорят в "АэроСвите"

Те, кто сталкивался с этой проблемой, так описывают ситуацию: ГНСУ рассказывает, что лишь составляет реестры на возврат НДС и передает их ГКСУ, а ГКСУ утверждает, что они ведут выплаты только на основании реестров, полученных от ГНСУ. Но на данный момент неоплаченных реестров нет, утверждают эксперты. То есть наличие двух ведомств в данной схеме позволяет не платить, кивая друг на друга. 

"Наши законодатели стараются сделать добро и для малого, и для крупного бизнеса. Если для малого и среднего бизнеса это пять лет налоговых каникул, то для крупного бизнеса — это автоматическое возмещение НДС. Но, общаясь с руководителями крупных предприятий, я понимаю, что очень мало кто этот НДС получает. Или есть разница в том, какая сумма НДС к возмещению задекларирована и какую сумму реально возместили", — резюмирует генеральный директор аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" Елена Макеева.  

Напомним, что со средины ноября в "АэроСвите" начались задержки с выплатой зарплаты. В то же время самолеты летают полными (в 2011 году "АэроСвит" был признан перевозчиком No1 в Украине по версии программы "Выбор года"), но на рейсах по Украине отменили питание, начались перебои с поставкой товарно-материальных ценностей на борт, в бизнес-классе отсутствует алкоголь ("элитка"). 

Причина проблем в"АэроСвите" — не возмещенный НДС?

"В январе нам выплатили зарплату за ноябрь. Пока это не баснословные задержки. Но в МАУ, например, выплата зарплаты идет день в день по указанным датам. Нас просят не бастовать, не сниматься с рейса. Также весь персонал, работающий в компании, с конца декабря ездит за свой счет на работу — мотивировалось, мол, собирайте талоны за проезд и мы вам когда-то вернем деньги. Каждый раз я трачу по 40 гривен на дорогу", — говорит источник "Дела" в авиакомпании.  

В "АэроСвите" же заверяют, что относительно доставки экипажей в/из базового аэропорта, в связи с решением компании сменить провайдера услуги, с 6 января реализована временная схема доставки пилотов и бортпроводников в аэропорт "Борисполь". Собственным транспортом "АэроСвита" осуществляется подвозка в/из аэропорта экипажей ранних утренних, поздних вечерних и ночных авиарейсов, а также всех дальнемагистральных рейсов. Членам экипажей остальных авиарейсов (вылетающих/прибывающих в дневное время) решено компенсировать затраты по доставке в/из аэропорта "Борисполь".

"Раньше нас возили на "мерседесах спринтерах". Но сейчас в парке "АэроСвита" в основном старые "ГАЗели". Также нас (бортпроводников. — Ред.) не оснащают форменной одеждой. Все покупается за свой счет. Массово отправляют в отпуска из-за невозможности поставить на рейс (но это на время зимнего периода)", — продолжает источник, не пожелавший называть себя. 

Напомним, что в августе прошлого года прошла забастовка пилотов "АэроСвита" по причине несвоевременной выплаты зарплаты. Тогда авиакомпания оценила свои прямые убытки от этой акции примерно в 100 тыс. долларов. Месяцем позже собирались митинговать и бортпроводники, но им пообещали выплатить задолженность и на время все утряслось.

На днях СМИ писали о возможной забастовке пилотов компании из-за урезания зарплат. Однако вчера в компании, одним из акционеров которой является миллиардер Игорь Коломойский, опровергли эту информацию.