НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Государство возвращает контроль над Азовским СРЗ. Чем это грозит заводу и городу?

Суд подтвердил правомерность досрочного расторжения договора аренды целостного имущественного комплекса Азовского судоремонтного завода. Теперь предприятие, стабильно работавшее в последние годы, должно вернуться в управление Министерства инфраструктуры Украины. Сможет ли государство сохранить показатели, достигнутые частным арендатором?
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

У государства практически нет опыта эффективного управления крупными производственными активами, которые вернулись под его крыло после многолетнего пребывания в собственности или аренде у частной компании. В 2005 году реприватизированную "Криворожсталь" достаточно оперативно перепродали новому частному собственнику. "Запорожский производственный алюминиевый комбинат", который в прошлом году отобрали у российских акционеров, вернулся в управление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) в нерабочем состоянии.

Однако история взаимоотношений государства и частного бизнеса может измениться. 20 января 2016 года Донецкий апелляционный хозяйственный суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "СРЗ". Таким образом, осталось в силе решение суда первой инстанции по иску регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по Донецкой области (РО ФГИУ) о досрочном расторжении договора аренды целостного имущественного комплекса "Азовский судоремонтный завод" (ЦИК АСРЗ) и возврата государственного имущества из аренды.

В региональном отделении ФГИУ в Донецкой области на запрос Delo.UA ответили, что когда решение вступит в силу, начнется процесс переподчинения предприятия государству. "Сейчас, согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов, планируется начать процедуру возврата ЦИК из аренды в управление Министерства инфраструктуры Украины", — говорится в ответе.

"В результате данного решения может быть безвозвратно утеряно уникальное многопрофильное предприятие со специализацией в судоремонте, судостроении, машиностроении и перевалке грузов, а Мариуполь может потерять одного из крупнейших работодателей и налогоплательщиков в городе", — апеллирует в своем сообщении Мариупольская инвестиционная группа (МИГ, в состав группы входит ООО "СРЗ").

С учетом упомянутых выше фактов такой риск, действительно, имеет место. Особенно если учесть, что за время аренды завод был интегрирован в единую цепочку с другими активами управляющей компании, которая, согласно официальным данным, принадлежит Светлане Савчук (вдова бывшего совладельца машиностроительного холдинга "Азовмаш" Александра Савчука).

Напомним, что ООО "СРЗ" арендовал ЦИК АСРЗ с 2003 года. Сначала предприятие обслуживало потребности машиностроителей. Но по мере того как в вагоностроительной отрасли наступал кризис, его деятельность все больше соответствовала основному профилю: судоремонт и перевалка грузов. С 2010 года ООО "СРЗ" перешло под управление ООО "Управляющая компания "Мариупольская инвестиционная группа" (МИГ). За время аренды предприятие произвело продукции и оказало услуг на сумму более 2 млрд грн. "Своевременно и в полном объеме перечислено более 500 млн грн налогов в бюджеты всех уровней, в модернизацию ЦИК инвестировано более 100 млн грн", — напоминают в МИГ, акцентируя на том, что события 2014 года и военные действия в Мариуполе и регионе оказали негативное влияние на работу АСРЗ.

В состав МИГ кроме ООО "СРЗ" входят ООО "Укртрансагро" (перевалка, накопление, хранение и отгрузка на морские суда, ж/д и автотранспорт зерновых и масличных культур, услуги сертифицированного зернового терминала), ООО "УТА Логистик" (логистика зерновых и масличных грузов) и ООО "Маритайм Логистикс" (менеджмент морских судов, организация перевозки грузов морскими путями). Фактически они образуют транспортно-логистический кластер для которого была разработана долгосрочная стратегия развития. "Но все долгосрочные и краткосрочные планы были перечеркнуты одним решением суда, которое ставит под угрозу настоящее и будущее единственного в Азовской акватории Украины судоремонтного предприятия и судьбы более 1000 его работников и их семей", — нагнетают ситуацию в МИГ.

Однако в Донецком отделении ФГИ говорят, что не может быть компромиссного решения. Ведь вследствие нарушения арендатором требований действующего законодательства, государство теряет значительные средства.

"В конце 2012 года при решении вопроса продления договора аренды ЦИК АСРЗ и орган управления — Министерство инфраструктуры Украины, и ФГИ, и РО ФГИУ по Донецкой области не возражали против продления данного договора аренды сроком на 10 лет при условии приведения его к требованиям действующего законодательства", — говорится в комментарии РО ФГИУ по Донецкой области. Для этого было необходимо провести инвентаризацию, аудиторскую проверку, независимую оценку стоимости ЦИК, применить арендную ставку в размере 20% вместо существующей 4%. Именно такая ставка была установлена Кабинетом министров Украины еще в 2011 году.

Согласно информации РО ФГИУ именно арендатор — ООО "СРЗ" — ранее обратился в Хозяйственный суд Донецкой области с иском к региональному отделению о заключении дополнительного соглашения №5 к договору аренды в редакции истца. Первоначально в документе не предусматривались инвентаризация, независимая оценка и применение новой арендной ставки однако позже также по инициативе ООО "СРЗ" исковые требования изменились. Дополнительное соглашение №5 было изложено в другой редакции, учитывающей проведение инвентаризации, независимой оценки, применение арендной ставки 20%, продление срока действия договора аренды до 17.06.2016 года и т.д. Как результат, судом были удовлетворены исковые требования ООО "СРЗ" о заключении этого дополнительного соглашения в редакции истца.

Однако ООО "СРЗ" до настоящего времени не произвело этих действий, а также не выполнило Решение Хозяйственного суда Донецкой области от 13.06.2013 года по делу №5006/37/152пн/2012. Тогда суд обязал предприятие за свой счет осуществить независимую оценку арендованного ЦИК и вместе с региональным отделением привести договор аренды №1055/03 от 17.06.2003 года в соответствие с требованиями действующего законодательства Украины.

Арендатор в свою очередь заявляет, что не отказывается от этих обязательств. Более того, согласно сообщениям мариупольских СМИ, был проведен тендер на оказание услуг по оценке имущества предприятия и определен его победитель. Однако независимые оценщики отказались ехать в прифронтовой Мариуполь, испугавшись боевых действий.

В ФГИУ считают, что даже без переоценки ЦИК можно увеличить арендный платеж путем увеличения ставки в 5 раз. По этой причине РО ФГИУ инициировало еще один иск к ООО "СРЗ" о взыскании в Государственный бюджет убытков в сумме более 43,2 млн грн, полученных путем увеличения ставки арендной платы с 4% до 20%. "Это недополученная арендная плата (упущенная выгода), которую региональное отделение рассчитывало получить в случае надлежащего выполнения ООО "СРЗ" своих обязательств, установленных решением суда Донецкой области от 13.06.2013 года по делу № 5006/37/152пн/2012", — говорится в комментарии РО ФГИУ.

Результатом невыполнения этого решения стало досрочное расторжение договора аренды. "Указанное постановление в соответствии с действующим законодательством вступает в законную силу со дня его принятия. При этом срок кассационного обжалования (ст. 110 ГПК Украины) составляет 20 дней со дня вступления судебного решения апелляционного хозяйственного суда в законную силу", — уточняют в Донецком отделении ФГИУ. МИГ намерен воспользоваться этой возможностью. "Мы будем продолжать и дальше защищать интересы Азовского судоремонтного завода и его трудового коллектива всеми законными способами, в том числе путем подачи ООО "СРЗ" кассационной жалобы в Высший Хозяйственный суд Украины", — сообщают в компании, уточняя, что при этом примут и будут выполнять любое законное решение государственных органов.

Отже, договір оренди заводу достроково розірваний. Перемога держави? Не впевнений! Якщо тільки метою чиновників та сил... Опубликовано Дмитрием Ляшовым 20 января 2016 г.

Какова дальнейшая судьба предприятия? Сначала необходимо вернуть арендованный ЦИК Министерству инфраструктуры Украины. Во время процедуры возврата придется разграничить имущество государства и арендатора. Ведь ООО "СРЗ" и МИГ инвестировали в том числе и собственные средства в развитие предприятия и его инфраструктуры. С этой целью должна быть создана совместная комиссия с участием представителей Министерства инфраструктуры Украины, РО ФГИУ по Донецкой области и ООО "СРЗ".

После того будут определены пути существования и развития Азовского судоремонтного завода. "Сейчас заявления на аренду указанного государственного имущества в адрес ФГИУ и РО ФГИУ по Донецкой области не поступали", — сообщили Delo.UA в РО ФГИУ. Продажа предприятия также пока невозможна, так как АСРЗ входит в перечень объектов, не подлежащих приватизации. Так что государственным менеджерам придется постараться, чтобы сохранить спокойствие не только на судоремонтном заводе, но и в целом в городе металлургов.