- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Химическая промышленность Украины: почему простаивают заводы и кто потребляет удобрения
Последние годы для украинских производителей минеральных удобрений ознаменовались значительными финансовыми потерями, написал журнал "Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины". Одни азотные предприятия простаивают, другие регулярно сталкиваются с проблемами поставок сырья — природного газа. Все это привело к резкому сокращению производства и экспорта продукции.
По данным Союза химиков Украины (СХУ), рентабельность от операционной деятельности в производстве азотных удобрений в 2015 году оценивалась на уровне минус 17-18%, что, правда, несколько лучше показателя за 2014-й (минус 23,4%).
В 2015 году совокупный убыток до налогообложения азотных предприятий Украины в СХУ оценили примерно в 20 млрд грн (в 2014-м — около 36 млрд грн). Шансы улучшить этот показатель в текущем году очень низкие, хотя некоторые компании настроены оптимистично.
Прошлогодние проблемы
Производство азотных удобрений в Украине снижается уже второй год. Причина в простое двух азотных заводов. Вот уже более двух лет, с начала мая 2014 года, не работает концерн "Стирол" (Горловка) и Северодонецкий "Азот" (Северодонецк), которые входят в структуру компании Ostchem Дмитрия Фирташа и расположены на Донбассе. "Запуск простаивающих мощностей напрямую связан с военными действиями на востоке страны, и возобновление их работы возможно только в случае, когда государство сможет гарантировать безопасность объектов", — объясняют в пресс-службе Ostchem. С учетом того, что Горловка находится на оккупированной части Донецкой области, запуск "Стирола" — это событие очень отдаленной перспективы.
Два других предприятия Ostchem — "Ривнеазот" (Ровно) и "Азот" (Черкассы) — в прошлом году также простаивали около четырех месяцев, поскольку была заблокирована подача природного газа. Только осенью менеджменту группы удалось решить вопрос с долгами своих предприятий перед ДК "Газ Украины" и НАК "Нафтогаз Украины", а после подписания 16 мировых соглашений и конвертации долгов взаимоотношения с газовщиками были урегулированы и газ пущен в заводские трубы. В сентябре 2015-го "Ривнеазот" и Черкасский "Азот" возобновили работу на полной мощности, покрывая потребности преимущественно внутреннего рынка.
В результате вынужденных простоев выпуск азотных удобрений группой Ostchem в 2015 году значительно снизился. Так, производство аммиака упало на 38% (до 1 млн тонн), карбамида — на 39% (до 550 тыс. тонн), аммиачной селитры — на 25% (до 1,2 млн тонн). При этом темпы падения экспорта предприятий Ostchem были выше в связи с переориентацией на украинского потребителя. Так, экспорт аммиака просел более чем в 6,5 раза, до 20 тыс. тонн, карбамида ― более чем в три раза, до 148 тыс. тонн, аммиачной селитры — более чем в два раза, до 94 тыс. тонн.
В свою очередь объем производства азотных удобрений ГП "Черкасский НИИТЭХИМ" в 2015 году уменьшился на 12,7% — до 4,13 млн тонн, что составляет лишь 50% загрузки имеющихся производственных в стране мощностей. Больше всех просел выпуск аммиачной селитры (на 32,4%, до 361 тыс. тонн в действующем веществе) и карбамидно-аммиачной смеси (на 20,9%, до 78 тыс. тонн).
"Агрохолдинги хотят существенно снизить риски и иметь дело со стабильным поставщиком, а не с временщиками-спекулянтами, которые в самый ответственный момент могут отказаться от выполнения контракта. К примеру, во время девальвации, когда курс вырос с 8 до 25 грн за $1, многие импортеры из соседних стран просто отказались отгружать удобрения. А наши заводы поставили вне зависимости от того, было это выгодно или нет", — рассказали в пресс-службе Ostchem, уточнив, что в 2015-2016 гг. компания полностью покрыла потребности украинского рынка в азотных удобрениях.
Так, цена на аммиачную селитру в Украине была на уровне $320-330 за тонну, а экспортная — $200 за тонну (на условиях FOB). К июлю 2016 года этот продукт подешевел до $180-185.
В то же время на внутреннем рынке, по данным агентства "Инфоиндустрия", в июле 2016 года тонна карбамида продавалась по 6,3 тыс. грн ($262), а в пиковые месяцы (январь-апрель) — по 7,0-7,6 тыс. грн ($280-304).
Кроме того, отечественным заводам помогали пошлины, действующие в отношении российских производителей аммиачной селитры. Также начато антидемпинговое расследование в отношении некоторых других видов минудобрений. Поэтому не удивительно, что пока простаивали заводы Фирташа, "Днепроазот" (входит в сферу влияния группы "Приват") практически полностью работал на украинский рынок. По итогам 2015 года он нарастил выпуск карбамида в денежном выражении на 66,3%, до 3,86 млрд грн.
"По итогам 2015 года на внутренний рынок было отгружено 2,03 млн тонн азотных удобрений, что на 11,4% меньше по сравнению с 2014-м. По сути, это наименьший показатель начиная с 2010 года", — говорит Тамара Ковеня, директор ГП "Черкасский НИИТЭХИМ". Она отмечает, что за последние два года доля внутренних поставок азотных удобрений в структуре производства выросла до 50%, тогда как в 2011-2013 гг. была на уровне 40-43%. "Сегодня внутренние поставки — ключевой фактор, который формирует плановые загрузки азотных производств", — резюмирует Тамара Ковеня.
Единственное исключение из отраслевой тенденции — АО "Одесский припортовый завод" (ОПЗ), который 15% от производимой продукции отгружает на внутренний рынок. Но, судя по производственным результатам, прошлый год для него был успешным. Предприятию удалось на 30% нарастить выпуск минудобрений — до 1,523 млн тонн. Как рассказал "ТОП-100" Владимир Вакеряк, начальник отдела экономики ОПЗ, в прошлом году производственные мощности завода были полностью загружены, хотя годом ранее часть из них была остановлена.
Если же говорить о показателях работы предприятий отрасли за первое полугодие 2016 года, то существующая негативная динамика мировых цен уже привела к снижению производства удобрений крупнейшими производителями. "Учитывая тенденции к росту стоимости природного газа в Украине, дальнейший прогноз по году будет таким же", — предполагает Владимир Вакеряк. Также укрепляется тенденция переориентации Ostchem на внутреннего потребителя.
С конца мая и до средины августа (как и ранее в межсезонье) азотные заводы существенно снизили обороты и традиционно проводят плановые ремонты. Сами химики отмечают, что они не могут не останавливаться на капремонты, поскольку это требование законодательства так называемых "химических уставов".
Заграничные возможности
Нельзя сказать, что год назад мировые цены не позволяли химикам заработать на экспорте. Как отмечают опрошенные эксперты, в 2015 году разница цен на аммиак (сырье) и карбамид (готовая продукция) составляла $80 за тонну. Это дало возможность нарастить экспортные поставки, но ввиду отсутствия доступного газа заводы не смогли в полной мере использовать эту возможность.
По данным Госстата, в прошлом году экспорт азотных удобрений из Украины в массовом выражении снизился на 8,5%, до 2,1 млн тонн, а в денежном — на 19,4%, до $520,9 млн. В том числе экспорт карбамида (занимает 77% в товарной структуре поставок за рубеж) в тоннаже уменьшился на 2,2% (до 1,6 млн тонн), а в деньгах — на 14,6% (до $429,6 млн). Более существенные темпы падения экспорта у аммиачной селитры: в физическом выражении зафиксировано падение на 42% (до 120,4 тыс. тонн), а в денежном — в два раза (до $28,2 млн).
Из-за переориентации заводов на украинского агрария доля селитры в товарной структуре экспорта снизилась с 9% в 2014 году до 6% в 2015 году и 2% за I полугодие 2016-го. В то же время умеренными были темпы падения натуральных объемов экспорта украинского аммиака — на уровне 6,5% (до 651,8 тыс. тонн). Правда, в денежном выражении продажи упали на 20% (до $252,1 млн).
Что же касается 2016-го, то сейчас поставки на внешние рынки сокращаются в геометрической прогрессии. За январь-май экспорт азотных удобрений упал в 1,3 раза, до 775,4 тыс. тонн, в том числе экспорт карбамида снизился на 19% (до 582,2 тыс. тонн), аммиачной селитры — в 5,3 раза (до 15,9 тыс. тонн), аммиака — в 3,4 раза (до 86,2 тыс. тонн).
"К концу 2015 года, под влиянием снижения мировых цен на рынке минудобрений, сформировалась неблагоприятная ситуация для дальнейшей полноценной работы производства", — говорит Владимир Вакеряк. В частности, с ноября 2015-го началось снижение цен на аммиак. Как отмечают в ОПЗ, это привело к проблемам со сбытом продукции, а в дальнейшем к падению цен и на карбамид. В ноябре прошлого года стоимость аммиака была на уровне $370 за тонну, карбамида — $245 за тонну. В январе 2016-го аммиак стоил $280 за тонну, а карбамид — $220 за тонну. Весной и летом этого года тенденция сохранилась.
"Цены на азотные удобрения с начала 2016 года снижаются. К примеру, экспортная стоимость карбамида к июлю упала до $180-185 за тонну (FOB, порт "Южный"), — говорит Сергей Поважнюк, заместитель директора ГП "Укрпромвнешэкспертиза". — Нынешняя цена не позволяет отечественным заводам рентабельно экспортировать карбамид, поскольку его себестоимость в порту составляет $200-210 за тонну".
В нынешнем году полностью прекратила поставки аммиака на внешние рынки группа Ostchem, при этом ее предприятиям удалось нарастить экспорт карбамида до 108 тыс. тонн. "По оценкам экспертов, мировые цены уже близки к своему дну. Как только цены на аммиак начнут расти, тренд может поменяться. Мы экспортируем то, что наиболее выгодно в данный момент", — так объяснили в пресс-службе Ostchem отказ от работы с внешними рынками.
В 2015-16 гг. 50-52% в структуре экспорта приходилось на азиатские страны. В частности, в Турцию в 2015 году было отгружено 917 тыс. тонн азотных удобрений, что на 22,6% больше, чем в 2014-м. Возобновлены поставки в Индию, которая считалась потерянным рынком для украинских азотчиков: было продано 106,7 тыс. тонн. Еще 30-40% приходится на европейские страны, в основном на Италию и Румынию. Напомним, что в 2013-м в страны Азии поставлялось 38,8% от общего объема, Африки — 23,1%, Америки — 21,7%.
При этом Сергей Поважнюк предостерегает, что в перспективе двух-трех лет Украина может потерять рынок Турции из-за ужесточения конкуренции со стороны российских и китайских производителей (аналогично потере рынков Юго-Восточной Азии и Латинской Америки). Что же касается рынков стран ЕС, то ситуация несколько иная. Действует соглашение о свободной торговле, которое предусматривает постепенную отмену ввозной пошлины на украинские удобрения. "Это повысит конкурентность украинской продукции, поскольку россияне и китайцы вынуждены будут платить ввозную пошлину в размере 6,5-7%", — уверен Поважнюк.
Прогнозы
По прогнозам аналитиков ГП "Укрпромвнешэкспертиза", второе полугодие 2016 года все еще будет сложным для украинского рынка азотных удобрений, а мировые цены сохранятся на низком уровне из-за профицита удобрений на рынке. Однако уже в IV квартале ожидается постепенное восстановление цен в связи с подготовкой к сезону внесения удобрений в крупнейших мировых странах-потребителях.
По их ожиданиям, общие объемы производства азотных удобрений в Украине в 2016 году снизятся примерно на 10-15%: до 3-3,2 млн тонн в действующем веществе или 3,5-3,7 млн тонн в физическом весе.
Если же говорить о крупнейших производителях, то в Ostchem прогнозируют, что их годовой прирост внутреннего потребления азотных удобрений в 2016 году достигнет 15%. Как результат, отгрузки украинским потребителям увеличатся приблизительно до 3,23 млн тонн в натуральном весе. Это, скорее всего, повлечет снижение годового показателя экспорта продукции группы. При этом в компании уверены, что стремительного роста цен на азотные удобрения не будет.
Как рассказали в Ostchem, в ближайшей перспективе планируется запуск Северодонецкого "Азота", который будет зависеть от скорости восстановления ЛЭП, обеспечивающей электроэнергией завод и часть города. "С нашей стороны произведены все необходимые мероприятия по подготовке завода к запуску", — подчеркнули в пресс-службе группы. Однако в НЭК "Укрэнерго" говорят, что ЛЭП, соединяющая Луганскую область с энергосистемой Украины, вряд ли будет построена ранее 2018 года.
Относительно рынков сбыта, то при нынешней себестоимости производства украинским компаниям нелегко конкурировать с производителями из других стран даже на своих традиционных рынках сбыта, таких как Ближний Восток и Африка. При этом они продолжают работать над укреплением рыночной доли на высокомаржинальных рынках, таких как Западная Европа.