- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Как ильменит государственной ОГХК поставляют в аннексированный Крым
Титановое сырье, произведенное на Иршанском горно-обогатительном комбинате Объединенной горно-химической компании (ОГХК), тайно переправляют в аннексированный Российской Федерацией Крым. Об этом свидетельствуют расследования ряда СМИ.
Это напоминает шпионский фильм, но происходит на самом деле. Сирийское судно "SOURIA", занесенное в санкционный список США в 2016 году (за нарушение запрета на вход в территориальные воды Крыма) уже второй раз загружается украинским ильменитом в турецком порту Хопаа (Hopa).
После погрузки оно, как и во время первой ходки, отключит систему AIS (Automatic Identification System, система слежения за судами). И поплывет в направлении Керченского пролива. Там оно скроется, обозначив пунктом назначения груза Кавказ (РФ).
В реальности ильменит ОГХК следует по маршруту Одесса-Хопу-Феодосия-Армянск. Детально все описывает расследование сайта "Миротворец". На отдельных фото видно, как загружаются и выгружаются суда VENTO, на которых титановое сырье попадает из Одессы в Хопу, и SOURIA, которая обеспечивает дальнейшую доставку.
Порт Одесса: загрузка VENTO ильменитом ОГХК
Порт Хопа: разгрузка VENTO
Погрузка на SOURIA, все тот же порт Хопу
Темная лошадка
Ильменит ОГХК купила немецкая компания ITS International Trade & Sourcing GmbH & Co. Согласно ее досье, в штате работает от 5 до 10 человек, один из них — директор Олег Цюра. По меркам титанового рынка — небольшая фирма, с которой крупные игроки титанового рынка незнакомы. Годовой оборот — чуть выше $1,5 млн.
Однако 17 июля 2020 года стало известно, что эта небольшая фирма покупает 24 тысячи тонн ильменита производства Иршанского горно-обогатительного комбината на 3,7 млн евро с отсрочкой платежа по поставке 15 дней от даты погрузки. Контракт подписал врио Объединенной горно-химической компании Питер Девис и директор ITS International Trade Олег Цюра.
Титановое сырье купили по 172 доллара за тонну, однако украинский 54%-й ильменит торговался в июне по 260-280 долларов за тонну с доставкой и 190-210 долларов без доставки.
Опрошенные изданием "МинПром" судовладельцы связали компанию с группой Фирташ-Фурсин-Левочкин. И заявили о вероятности, что сырье государственной ОГХК поступит на переработку в Крым — на "Крымский Титан" Дмитрия Фирташа, с которым торговать запрещено.
Эксперты говорят, что контракт Девиса и Цюры весьма необычен для рынка. "Он предполагает расчет в евро, а котировки на рынке, как правило, в долларовом эквиваленте. Допускаю, что это поможет избежать долларового комплаенса и не попасть в переделку с американскими правоохранителями. Во-вторых, контракт не предусматривает поставку образцов продукции, которые можно было бы протестировать, а именно так делают трейдеры или переработчики, которые впервые имеют дело с титановым сырьем (ITS в этом бизнесе ранее замечена не была). В-третьих — трейдер готов взять сразу большой объем продукции — 24 тысячи тонн, не протестировав его", — анализирует директор ИА "Инфоиндустрия" Дмитрий Гордейчук. Очевидно, считает эксперт, покупатель знает, что берет.
Именно ильменит Иршанского ГОКа обеспечивал "Крымский Титан" до 2014-го года. "Проверенный ильменит не нужно тестировать, а с тех пор Иршанский ГОК не менял технологию производства", — говорит Гордейчук.
Питер Девис, возглавляющий ОГХК, ранее был в набсовете банка "Клиринговый дом", акционеры которого — давний партнер Дмитрия Фирташа Иван Фурсин и Сергей Левочкин. Еще в 2012 году, согласно сайту банка, Девис был членом набсовета. Возможно, именно это знакомство позволило заключить столь доверительный контракт.
Питера Девиса назначил на должность глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко. Он же в своих интервью заявлял, что одобряет практику работы топ-менеджера.
По словам сотрудников Одесского порта, суда с ильменитом отправлялись "в никуда" — без указания порта выгрузки. Остановить отправку груза пытался отдел по борьбе с контрабандой Одесской таможни.
Со стороны ОГХК за обеспечение сделки отвечал член правления Юрий Соловей, близкий к экс-руководителю Администрации морских портов Украины Юрию Васькову. Именно они, по словам работников порта, "пушили" загрузку VENTO без определенного порта выгрузки. А когда таможенники задержали отправку, по словам портовиков, в процесс вмешался глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко.