НБУ курс:

USD

41,46

+0,02

EUR

44,34

--0,81

Наличный курс:

USD

41,65

41,59

EUR

45,45

45,30

Им бы в небо: Какое наследство получит новый гендиректор аэропорта "Борисполь"

В ближайшие две недели станет известно имя нового генерального директора аэропорта "Борисполь". В каком состоянии он получит главные воздушные ворота страны и как улучшить положение дел в "Борисполе", разбиралось Delo.UA

Уже в эту субботу, 31 января, заместители министра инфраструктуры и эксперты компаний TalentAdvisors, ЕBS и Deloitte сформируют short-list кандидатов на должность генеральных директоров аэропортов "Борисполь" и "Львов". В этот же день, как сообщили в Министерстве инфраструктуры, начнутся их собеседования с главой ведомства Андреем Пивоварским, после которых министр сформирует список финалистов для представления в Номинационном комитете при Минэкономразвития. "Министру финалисты отбора будут представлены до конца недели", — говорит Елена Вольская, управляющий партнер и директор компании EBS.

Отметим, что изначально на должности руководителей аэропортов "Борисполь" и "Львов" претендовали 254 кандидата. Компании Talent Advisors, EBS и Deloitte, изучив личные дела кандидатов, выбрали 20 претендентов, которые прошли во второй тур. "На данный момент мы (профильные заместители министров и сотрудники вышеупомянутых компаний) путем личных интервью заканчиваем отбор 2-5 лучших кандидатов. Каждый из них лично предоставит свою программу развития отрасли министру и, в случае одобрения, будет внесен в список на рассмотрение Номинационному комитету, — отметил в разговоре с корреспондентом Delo.UA заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян. — Надеемся, что результаты конкурса станут известны в средине февраля".

Сложная должность

За 22 года аэропорт "Борисполь" (в 1993 году предприятие получило самостоятельность наряду с авиакомпанией "Авиалинии Украины" и "Украэрорухом") сменил 10 генеральных директоров. Только начиная с 2011 года их было четыре. В настоящее время исполняющим обязанности руководителя аэропорта "Борисполь" является Евгений Дыхне. Он сменил в кресле главы Сергея Гомболевского, назначенного на эту должность 31 марта 2014 года и 18 сентября 2014 года принявшего решение о досрочном прекращении действия трудового контракта. Отметим, что накануне этого решения премьер-министр Арсений Яценюк поручил занимавшему тогда пост министра инфраструктуры Максиму Бурбаку определиться с вопросом соответствия Сергея Гомболевского занимаемой должности. Этому предшествовали появившиеся в СМИ сообщения о якобы нарушениях со стороны руководства аэропорта, связанных с работой служб такси. В свою очередь в аэропорту связывали возникшую ситуацию с давлением на руководство в интересах некоторых бизнес-групп.

Предшественнику Сергея Гомболевского — Алексею Кочанову (встал "у руля" "Борисполя" в июле 2013 года) — также не удалось уйти с занимаемой должности без скандала. Гендиректора, которого связывали с окружением экс-президента Виктора Януковича, обвиняли в том, что он обеспечивал "воздушный коридор" бывшим госчиновникам беглого президента.

Отметим, что до Кочанова аэропортом руководил Антон Волов, которого называли человеком Бориса Колесникова. Он сменил на этой должности не менее одиозную фигуру — Бориса Шахсуварова, который возглавлял "Борисполь" во время активной фазы подготовки в Евро-2012 и строительства нового терминала "D".

Тяжелое наследие

Новому генеральному директору "Борисполя" достанется аэропорт, переживающий не лучшие времена.

По итогам 2014 году чистый убыток аэропорта составил $102 млн. Это первый убыток "Борисполя" за последние 6 лет, даже по итогам тяжелого для отрасли 2013 года (в тот год обанкротился "Аэросвит") он заработал $1 млн чистой прибыли.

Согласно данным Министерства инфраструктуры, чистый доход аэропорта начиная с 2009 года вырос всего на 5% (по итогам 2014 года он составил $130 млн), тогда как в указанный период в развитие аэропорта было инвестировано около $600 млн. Это указывает на неэффективность развития главных воздушных ворот страны. Например, основной терминал аэропорта, построенный к Евро-2012 — D — используется сейчас лишь на 27%. При этом у "Борисполя" огромные долги. На конец 2014 года общий долговой портфель составил $286 млн, или 1 млн грн в пересчете на каждого сотрудника аэропорта.

По итогам прошлого года международный аэропорт обслужил 6,88 млн пассажиров, что на 13% меньше, чем в 2013 году. Это существенно хуже провального 2013 года, когда из-за банкротства авиакомпании "АэроСвит" "Борисполь" сократил пассажиропоток на 6,5%.

При этом даже на этих пассажирах аэропорт не умеет зарабатывать. Чистый доход на одного пассажира в 2014 году в "Борисполе" составил $19, тогда как средний показатель в международных аэропортах составляет $29,6. При этом доля неавиационных доходов в структуре общих доходов аэропорта составляет всего 20%, в то время как средний показатель по отрасли — 41%. По этому параметру "Борисполь" отстает в развитии от других аэропортов мира примерно на десять лет.

В дополнение ко всему выше сказанному, в "Борисполе" один из самых низких в мире показателей эффективности персонала. В 2014 году на одного сотрудника приходился пассажиропоток в 1590 человек, тогда как средний показатель в мире — 15500 пассажиров на одного сотрудника.

Качели

По словам первого замминистра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, новый руководитель "Борисполя" должен будет, в первую очередь, увеличить доходы аэропорта от неавиационной деятельности — это торговля, сфера питания и дополнительные услуги (паркинг, такси и реклама). Следующей его задачей станет работа по увеличению количества рейсов, транзитных перевозок, обработки грузов. Кроме того, ему придется оптимизировать операционные расходы и структуру управления, перейти на качественное бюджетирование затрат и управление финансами.

Однако одной из самых сложных задач гендиректора "Борисполя" станет налаживание отношений с главным авиаперевозчиком — авиакомпанией МАУ. А это будет задача не из легких, ведь авиакомпания переживает не лучшие времена и, по словам некоторых экспертов, вполне может повторить судьбу "Аэросвита". Так, в конце прошлого года один из лидеров украинского рынка авиаперевозок публично продемонстрировал свое реальное положение дел, публично обратившись к украинскому правительству с просьбой о выдаче стабилизационного кредита на $100 млн. Дело в том, что в связи экономическим кризисом, оккупацией Крыма и войной на Донбассе авиакомпания с начала 2014 года потеряла более $90 млн (оценка по состоянию на конец сентября 2014 года), а по итогам 2014 года потери перевозчика, по предварительным данным, выросли еще на $60 млн. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, МАУ ввела 50% скидки на билеты при раннем бронировании, отказалась от питания на борту, закрыла часть рейсов (сократив флот на 11%) и сократила персонал (на 5%). Как сообщил глава наблюдательного совета авиакомпании Арон Майберг, в 2015 год МАУ планирует сокращение флота на 9%, а персонала — на 26% (до 1,762 тыс).

При этом самым простым способом для "Борисполя" нарастить пассажиропоток является подписание Соглашения о едином авиационном пространстве с ЕС. Сейчас иностранные авиакомпании могут летать в Украину, а украинские в Европу — только в рамках межправительственных соглашений. В них прописано, какие именно авиакомпании имеют право летать в/из страны и частота рейсов. Если одна из сторон хочет внести изменения в соглашение, например увеличить число рейсов, она обращается в Госавиаслужбу и Министерство инфраструктуры, а окончательное решение утверждает Кабмин. После подписания Соглашения об "открытом небе" с бюрократией будет покончено, а любая западная авиакомпания сможет начать полеты в Украину уже на следующий день после уведомления о своих планах украинских транспортных ведомств.

Официально проволочки с подписанием договора об "открытом небе" связывают с несогласованностью позиции Испании и Великобритании по территориальной принадлежности Гибралтара, однако эксперты авиационной отрасли другого мнения — они считают, что виновницей является украинская сторона. И дело не в отсутствии "условий", а в лобби главного перевозчика страны — авиакомпании МАУ, которая после подписания договора может потерять большую часть своих направлений, не выдержав ценовой конкуренции с европейскими лоукостерами.