- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Итоги года на рынке молока: производители все больше ориентируются на Китай и ЕС
За 11 месяцев прошлого года украинские компании произвели 9,46 млн тонн молочной продукции, что на 1,9% меньше, чем за аналогичный период 2017 года (10,387 млн т). По данным аналитического агентства "ИНФАГРО", сейчас 73% сбора молока приходится на долю населения, а на фермы только 27%. Именно снижение надоя в домохозяйствах и привело к уменьшению общего производства молока.
В июле 2018 года вступил в силу ДСТУ 3662:2015 "Молоко-сырье коровье. Технические условия" — документ, устанавливающий стандарты для молока сортов "экстра", "высший" и "первый". Но потом было принято решение оставить "второй" сорт, чтобы дать фермерам время на модернизацию производств. Для молока сорта "второй" утвержденный ранее стандарт будет действовать до 1 января 2020 года.
По словам экспертов, нововведение заставило молочный бизнес переосмыслить подходы к качеству продукции. Фермеры стали постепенно отказываться от производства дешевого сырья. Государством в прошлом году снова были предложены программы для поддержки аграриев. По официальным данным, 4 348 аграрных производителей, из которых 60% — фермеры, воспользовались программой удешевления техники. Тысячи украинцев получили дотации в сумме 320 млн гривен на содержание 270 коров в личных хозяйствах. За 9 месяцев 2018 года введено в эксплуатацию 52 животноводческих комплекса на 1,2 млрд гривен. Куплено 10,5 тысяч единиц техники по программе возмещения. Поддержка кооперативов направлена на модернизацию производственных мощностей с целью улучшения качества молока и его изготовления. На развитие фермерских хозяйств в 2018 году было заложено в бюджете 1 млрд гривен. В мае поступила 31 заявка от фермеров, в августе их количество выросло до 471, а в сентябре — до 569.
За 9 месяцев производство молока "экстра" увеличилось на 33,8%, а "высшего" сорта — на 7,8%.
В целом по рынку рост объемов производства показала цельномолочная продукция и специфические экспортные продукты (сухая сыворотка, казеин), а вот производство категории масло/сухое молоко — сократилось. Объем производства кефира, сметаны и других квашеных молочных продуктов за 11 месяцев вырос на 2,6% — до 233,3 тыс. тонн. Объем йогуртов вырос на 8,8% и составил 106,2 тыс. тонн.
Также рост показала группа детского питания — молоко и сливки для детского питания выросли на 15,7% (18,4 тыс. тонн). На 11,7% выросло производство детского творога (5,7 тыс. тонн).
Объем масла за десять месяцев остался на прежней позиции (91,3 тыс. тонн). В минус сработало производство сгущенного молока (на 16,6% меньше, всего 35,3 тыс. тонн).
Производство твердого сыра за год практически не изменилось — + 0,6% (80,1 тыс. тонн). Объем плавленых сыров вырос на 7% — до 23,4 тыс. тонн. Эксперты отмечают, что импорт сыров будет увеличиваться, если не произойдет девальвация национальной валюты. За 10 месяцев Украина экспортировала 6,05 тыс. тонн сыров, что на 7,8% меньше, чем в 2017 году. При этом вырос импорт: за этот же период в страну ввезли 9,2 тыс. тонн сыров (+ 35,6%), рост в деньгах 44,6% ($44,9 млн).
Цена вопроса
По данным Ассоциации производителей молока, за последний год молочные продукты на прилавках магазинов подорожали на 5-15%. Питьевое молоко жирностью более 1% с начала года выросло в цене на 7,2%, а молоко жирностью 3,2% в ноябре стоило в среднем 30 грн (+ 10%). Цена за килограмм йогурта в декабре составила 60,46 грн (+ 15,2%), масло подорожало на 12,9% — до 233,2 грн/кг, а сыр "Российский" на 12% (до 204 грн/кг). Закупочная цена на "экстра" сорт молока начала расти во второй половине августа. Тогда молоко этой группы подорожало на 20 коп. — до 9,29 грн/л (с НДС).
Из лидеров в аутсайдеры
Прошлый год не показал значительного роста производства сухого цельного молока, так как на мировом рынке цены на этот продукт продолжают снижаться. Украинские производители предлагают сухое молоко по 60-67 тыс. грн за тонну на внутреннем рынке. А экспортная стоимость составляет 90-95 тыс. грн/тонн, тогда как белорусское молоко продается по 70 тыс. грн/тонн. Украинские экспортные цены сейчас не могут выдержать конкуренцию, поэтому производители оставляют большой процент продукции внутри страны. Как результат в конце года объем продаж значительно упал. К примеру, экспорт сухого молока в октябре текущего года составил 1,6 тыс. тонн, а за аналогичный период 2017 года показатель был 2,3 тыс. тонн.
В целом на мировом рынке можно наблюдать тенденцию снижения цены на молочные продукты. Экспортировать такой товар, как сухое молоко украинским производителям становиться неинтересно. В странах ЕС на предприятиях образовались большие запасы сухого молока, что повлияло на снижение закупочной цены. Последние четыре года именно запасы сырья влияли на цены молочного продукта. Аналитики прогнозируют, что ближе к середине 2019 года запасы сухого молоко закончатся и цена на мировом рынке стабилизируется. Сейчас около 82% украинских молочных товаров от производителей и частных фермеров остаются внутри страны. Напомним, что в 2017 году экспорт СОМ составил 29%, и около 71% оставалось внутри страны.
Производство другого экспортного товара — казеина — с начала года выросло на 6,3% (до 7 тыс. тонн), а сыворотки — на 12% (до 59,2 тыс. тонн). Молочная сыворотка получается при производстве твердых сыров и используется для изготовления мягкого сыра, а также применяется как пищевая добавка, например, при выпечке хлеба.
Примечательно, что осенью экспорт украинских сыров снизился из-за подорожания продукта на мировом рынке. Цена на украинский сыр выросла до 130-150 грн/кг, но цены на мировом рынке не показали значительных изменений, поэтому в некоторые страны невыгодно отправлять украинский продукт. Например, в Казахстан товар отпускается по $4400-4500, а в другие страны, менее перспективные, — по цене $3700-4 000. Эксперты считают, что сыром торговать выгодней на внутреннем рынке.
Ориентация на рынки
Сейчас Украина занимает 18-е место по экспорту молочной продукции в мире. Сейчас цена украинской "молочки" на 16% ниже мировой, что даёт конкурентное преимущество на мировом рынке. Украинская агропродукция экспортируется в 190 стран мира. Ключевыми странами для сбыта всей украинской молочной продукции стали: Польша, Беларусь, Ливия, Молдова, Грузия, которые в общей сумме обеспечили около 70% всех поставок. А также Марокко, Турция, Египет и Нидерланды.
Крупным импортером украинской сыворотки является Китай. За первые пять месяцев 2018 года Украина увеличила экспорт молочной продукции в Китай в 9 раз. В основном шла на экспорт сухая сыворотка. В списке экспортеров в Китае украинские производители занимают 21-е место. Увеличилось число поставок сливочного масла в Нидерланды на 8,29%. В Бангладеш и Казахстан снизились поставки молока и сливок сгущенных на 13,7%. Эти страны являются крупными импортерами товаров данных категорий.
По итогам 8 месяцев ведущей компанией по экспорту сливочного масла стала Ахтырская молочная промышленная компания "Славия", которая экспортировала 258 тыс. тонн.
Куда дальше?
Спрос на некоторые группы украинских товаров увеличился в странах Ближнего Востока, страны ЕС, ЮАР, Азия. Также в сентябре 2018 года Украина и Македония подписали ветеринарный сертификат для экспорта молочной продукции.
"Богодуховский молокозавод" планирует поставлять сухую деминерализованную сыворотку в Китай. Сейчас предприятие экспортирует сливочное масло в Турцию и Египет, а также сырный продукт в Казахстан и Беларусь.
Компания "Милкиленд" в этом году заключила первый контракт на поставку сливочного масла в КНР, а также продолжает поставки сухих молочных продуктов в Китай. Компания "Терра Фуд" еще в декабре 2017 года осуществила первую поставку шоколадной пасты в Нигерию и планируют расширить линейку продукции, которой заинтересована африканская страна, например, сгущенным молоком. Предприятие намерено адаптировать существующие продукты и упаковку для рынка Нигерии и увеличить количество поставок.
"Danone Украина" в 2018 году начала экспортировать йогурты с непродолжительным сроком хранения в Польшу, а сметану в ОАЭ. В 2016-2017 году поставляли Activia в Молдову. В планах компании открыть новые рынки сбыта в Европейский Союз. Для этого предприятие намерено пройти полный аудит производственных мощностей, а также проверку должна пройти ферма поставщика молока. В компании уверены, что йогурты, которые производит "Danone Украина" имеют высокую конкурентную способность с молочными продуктами, которые стоят на полках европейских магазинов.
Эксперты видят развитие молочного сектора в запуске первого кооперативного завода по переработке молока и принятия нового закона о сельхозкооперации. А также объединение нескольких групп мелких фермеров в молочные кооперативы. Например, компания "Danone Украина" в Херсонской области помогают мелким фермерам создавать кооперативы. Компания осуществляет материальную поддержку в виде оборудования, правда, не все фермеры потом сдают молоко на переработку только "Danone Украина".
Со стороны государства в поддержку будут выделять средства на закупку оборудования для доения и хранения молока мелкими хозяйствами. Крупное сельскохозяйственное предприятие Волыни "Ратновский аграрий" в 2018 году получило более 500 тыс. грн дотации на содержание коров. Средства были вложены на реконструкцию фермерского помещения, где держат около 400 голов рогатого скота.
В Минагропроде в 2018 году оценили минимальные затраты на поддержку кооператива в 150-200 тыс. гривен. включая расходы на закупку оборудования. Часть средств из программы поддержки фермерства с февраля 2018 года выделяются молочным фермам по всей стране. Более 70% сырого молока в Украине производится в домохозяйствах, половина из которого отправляется предприятиям на переработку. Оставшийся процент молока не экспортируется, так как не проходит тест по качеству. У украинских производителей есть большой потенциал нарастить экспорт молочной продукции, если предприятия улучшат качество сырья.
Тенденции
Последние годы многие страны уделяют больше внимания здоровому питанию и заботе об экологии. Аналитики прогнозируют, что в будущем молоко растительного происхождения может стать серьезной альтернативой животному. В европейских странах спрос на молочные альтернативы растет каждый год на 14,5%. На данные показатели динамики повлияло большое количество стартапов по всему миру, которые производят молочные продукты растительного происхождения.
Украинская компания "Люстдорф" в 2018 году запустила в производство овсяное и гречневое "Идеаль Немолоко". Производители уверены, что этот продукт заинтересует вегетарианцев. Скоро этот продукт появится на полках магазинов. В состав гречневого "молока" 2,5% жирности входят мука гречневая, вода, соль, масло подсолнечное дезодорированное. Новый продукт презентовал рынку и "Молочный Альянс". В конце года компания запустила линейку безлактозной "молочки" для детей и в 2019 году планирует расширить линейку.
Не стоит забывать, что в 2018 году торговая война между США и Китаем, а также другими странами, повлияла и на молочный рынок. Так, после введения дополнительных квот Китаем экспорт молочной продукции из Америки в этом году снизился на 26%.
Что же касается украинских компаний, то после прекращения поставок "молочки" в Россию производители перенаправили экспорт в страны Европы и Азии. В 2019 году ожидается значительный рост потребления молочной продукции в Китае.
Можно сказать, что 2018 год для молочного рынка выдался переломным. Существенно повысился спрос на молоко высокого качества потребителей внутри страны и за ее пределами. Также на украинскую "молочку" повлиял еще один фактор. Практически все производители молочной продукции в Украине увеличили инвестиции в промоушн, что в свою очередь повысило спрос на молочную продукцию. На телеэкранах появилась продукция "Молочного Альянса", Danone Украина, "Галичины", "Вимм-Билль-Данна", "Терра Фуд", "Молокии", "Люстдорфа".
Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram