- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Юрий Евенко: "Олком" готов к эволюционному скачку через освоение смежных рынков
За первое полугодие 2019 года Группе компаний "Олком" удалось модернизировать производство, увеличить объем продаж, вывести на рынок новую продукцию. Сейчас "Олком" — это хорошо узнаваемый бренд, чья продукция пользуется огромной популярностью среди украинских потребителей. Ныне ТМ "Олком" активно готовится к выходу на зарубежные рынки. О причинах такого успеха и о планах компании на будущее Delo.ua рассказал СЕО "Киевского маргаринового завода" Юрий Евенко. В этом году на праздновании 70-летия "Киевского маргаринового завода" вы заявляли, что по итогам 2019 года Группа "Олком" увеличит выручку вдвое — до 1,2 млрд грн. Уже прошло первое полугодие. Как вы считаете, это реалистичная цель для компании? – Результаты первого полугодия, по предварительным оперативным данным, подтверждают ее реалистичность. Мы почти утроили продажи наших привычных ассортиментных позиций потребителям сегмента В2В. В В2С-сегменте выпускаем дополнительные продукты, также демонстрирующие позитивную динамику. Кроме того, "Олком" готовится выходить на внешние рынки уже не только как субэкспортер (поставщик ингредиентов для экспортоориентированных предприятий), но и напрямую. Сейчас мы занимаемся реорганизацией отдела продаж и уже разработали дорожную карту дальнейшего движения в этом направлении. Если говорить о динамике категорий — в отдельности о В2В и В2С. Как и за счет чего они развиваются? – В2В и В2С у нас примерно сопоставимы по объемам выручки. Вдаваться в детали начнем с традиционной базовой категории потребителей продукции "Олком" — В2С-сегмента. В свое время мы первыми в Украине начали производить фасованный маргарин и удерживаем лидерство в категории по технологическим и рыночным параметрам. Рынок розничных товаров высококонкурентен и динамичен. Предпочтения потребителей меняются — люди хотят чего-то нового. Поэтому рост возможен исключительно за счет выпуска новых SKU, и по этому пути мы последовательно идем. До конца года планируем выпустить три новинки. И параллельно обновляем имеющуюся линейку, совершенствуем рецептуры, проводим редизайн упаковки, выводим из ассортимента позиции, не демонстрирующие достаточной динамики или объемов. В общем, стараемся соответствовать ожиданиям рынка — над этим постоянно работает наш отдел R&D, а с ним сотрудничают все остальные службы. К тому же диверсификация продуктового портфеля помогает поддерживать стабильность совокупного объема продаж и финансовых показателей. К примеру, сезонное снижение спроса на один продукт компенсируется за счет других ассортиментных позиций. А какова динамика развития Группы компаний "Олком" в сегменте В2В? – Мы интенсивно осваиваем этот сегмент с прошлого года. По итогам первого полугодия 2019 года объем продаж в категориях "весовые маргарины" и "специализированные жиры", предназначенных для кондитеров и других подотраслей пищевой промышленности, вырос на 178% — почти в 3 раза. Согласитесь, весьма впечатляющая динамика! Экспорт "кондитерки" ежегодно растет, по нашим оценкам, примерно на 15%, а некоторые производители достигают даже 30%-ного прироста. "Олком" развивается синхронно с нашими промышленными потребителями. За последнее время для выпуска продукции сегмента В2В мы приобрели и ввели в эксплуатацию новую линию по наливу жиров, позволяющую обеспечить соответствие их качества жестким стандартам Европейского Союза и других развитых экономик. Нам доверяют крупные известные экспортоориентированные бренды — покупают наши ингредиенты. Какой продукт лидирует по выручке в категориях В2В и В2С? – В сегменте В2В наш несомненный лидер — специализированные жиры для кондитерской отрасли. В перспективе мы рассматриваем возможность вывода на рынок заменителей молочных жиров. Что касается В2С-сегмента, есть девять продуктов, являющихся локомотивом продаж в категориях майонезной продукции и фасованных маргаринов. Также мы выпускаем подсолнечное масло. Это высококачественный премиальный продукт элитного качества, проверенный временем и имеющий своего постоянного потребителя. Каковы предварительные итоги модернизации маргаринового завода. Какие инновации были внедрены за последнее время и как это повлияло на результаты компании? – О бизнес-результатах — впечатляющем приросте продаж — я уже рассказал. В среднем, если учесть динамику всех сегментов и позиций, мы выросли более чем на 70% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Теперь об инновациях. Мы начали с замены лабораторного оборудования. Сейчас наша продукция, как я уже говорил, соответствует европейским и мировым стандартам качества. То есть в своей работе мы заметно опережаем украинские стандарты, которые по меркам глобального рынка уже довольно архаичны. Поэтому контроль качества у нас в абсолютном приоритете. Чтобы наладить его на должном уровне, мы приобрели совершенно новую технологическую лабораторию с современным оборудованием. Она позволяет как проводить практически все возможные виды анализа произведенной продукции, так и осуществлять довольно придирчивый жесткий контроль входящего сырья. Кроме того, сейчас заканчивается строительство и оснащение холодильным оборудованием нового склада. Это позволит нам заметно увеличить объемы отгрузки готовой продукции в грядущий "высокий сезон".
Продукция для розницы должна быть продумана до деталей, проверена, качественно "одета"И конечно, раз мы планируем выпускать новые SKU, будем вкладывать деньги в оборудование, необходимое для этого. Вы упомянули о планах прямых поставок продукции "Олком" за рубеж. На какой стадии этот процесс? – В рамках реорганизации департамента продаж мы усилили экспортную группу. Идут интенсивные переговоры с зарубежными партнерами, два контракта по поставкам в ЕС уже на стадии подписания. Чтобы финализировать их, мы детально прорабатываем продуктовую линейку, тестируем ассортиментные позиции на соответствие всем требованиям и так далее. Получение необходимых европейских сертификатов — лишь вопрос времени, так как мы де-факто соблюдаем стандарты ЕС при производстве продукции. В сегменте В2С планируете остановиться на трех новых продуктах, или это не предел? – Думаю, остановимся на трех. Продукты нужно не только создать, но и развивать. Наш бескомпромиссный приоритет — эталонное качество. Продукция для розницы должна быть продумана до деталей, проверена, качественно "одета". Только после этого она может "встретиться" с потребителем. А вот сегмент В2В имеет иную специфику — позиции выпускаются под конкретный рыночный запрос. Нам регулярно заказывают выпуск опытных образцов, поэтому R&D для сегмента В2В — непрерывный процесс. Тут мы постоянно внедряем новинки. Текущий ассортимент ингредиентов для предприятий пищепрома включает более 20 позиций. И десяток В2В-позиций у нас всегда в разработке. Какая часть из разрабатываемой продукции проходит тестирование и потом попадает на рынок? –10-20%. Мы и не беремся делать все. Во-первых, надо оценить потенциальную маржинальность — она должна быть интересна нам как производителю. Во-вторых, мы работаем с нашими стержневыми, "якорными" клиентами. Как надежный партнер мы удовлетворяем все их технологические запросы — считаем, что это фундамент деловых отношений. Зачем вам нужно "обгонять" украинские стандарты? – Это вопрос нашей стратегической устойчивости. Продукция многих производителей-"пищевиков" уже сейчас с трудом удовлетворяет требования даже архаичных украинских стандартов. Приведу простой пример. Украина — последняя страна среди соседей — России, Молдовы, Грузии, Беларуси, я уже не говорю о странах ЕС и остальной части мира — не снизила норматив содержания трансизомеров в пищевых продуктах. Во всем мире их доля не должна превышать 2%, украинский стандарт допускает 8%, а законодательство даже не требует указывать на потребительской упаковке долю трансизомеров. "Олком" уже перешел на европейский стандарт, потому что мы смотрим на внешние рынки, а продукция наших потребителей-экспортеров также должна соответствовать стандартам, принятым в глобальном масштабе. Но почему украинская власть до сих позволяет производителям кормить украинцев продуктами, которых в цивилизованном мире уже нет? Вопрос риторический.
Украина — последняя страна среди соседей — России, Молдовы, Грузии, Беларуси, я уже не говорю о странах ЕС и остальной части мира — не снизила норматив содержания трансизомеров в пищевых продуктахПланирует ли "Олком" выходить за пределы масложировой отрасли? Где сейчас имеется хороший потенциал для роста на внутреннем и зарубежных смежных рынках? – Мы работаем с рядом международных финансовых институций, совместно прописываем долгосрочные стратегические планы и цели. С одной из них мы прорабатываем вопрос эволюционного скачка для "Олком". Как одна из опций — освоение смежных рынков. Например, посматриваем в сторону молочной отрасли — производства заменителей молочных жиров. В следующем году должен вступить в силу в соответствии со стандартами ЕС запрет на промышленную переработку молока, поставляемого домохозяйствами. Будет полностью перестраиваться рынок — вся линейка молочных продуктов, соответственно, цены на них. Очень многие игроки, вероятно, уйдут. Новое состояние молочного рынка определит наши оценки его перспектив на 3-10 лет. И соответственно, мы сможем оценить собственные бизнес-возможности на этом рынке. Как идут переговоры с внешними инвесторами? Кто интересуется компанией? – Поименно я их не назову — это обычные ограничения конфиденциальности и требования простого здравого смысла. Это не один инвестор, их несколько. Это упомянутые ранее международные финансовые институты, которые могут как войти в капитал со своими инвестициями, так и просто предоставить финансирование на развитие. С каждым из потенциальных партнеров переговоры находятся на разных стадиях, поэтому пока преждевременно раскрывать их детали. Почему вы ориентируетесь на западные инвестиции? – Нам интересно не столько получить деньги — наши инвестиционные проекты не столь затратны. Группа может профинансировать эти инвестиции самостоятельно в течение нескольких лет. Привлечение серьезного внешнего инвестора просто приблизит старт нашего эволюционного скачка. И конечно, нас интересует стратегический партнер, который смотрит не на год-три вперед, а минимум на десятилетие. В Украине его поиск безнадежен — существует проблема, мягко говоря, незрелой деловой этики в отечественной бизнес-среде. Все живут "короткими моментами", краткосрочным планированием по спекулятивному принципу: "За рубль купил, за три продал, на эти проценты и живу". Мы же заинтересованы в цивилизованном бизнес-партнерстве, и поэтому ориентируемся на Запад. Дмитрий Филипенко, Delo.ua