- Категория
- Агро
- Дата публикации
Как агрокомпании софинансируют социальные проекты партнеров и громад
Осознавая это и разделяя цели в сфере устойчивого развития, агропромышленные компании расширяют программы корпоративной социальной ответственности и активизируют практическую деятельность в социальной сфере. Лидеры аграрного рынка форматируют свою социальную активность по международным стандартам и присоединяются к Глобальному договору ООН.
На реализацию социальных программ аграрные компании Украины ежегодно выделяют десятки и сотни миллионов гривен, и с каждым годом эти суммы возрастают. Так, в прошлом году социальный бюджет у некоторых агропромышленных компаний, акции которых котируются на международных биржах, выросли более чем в три раза.
Одним из важных направлений КСО украинских агрокомпаний становится сотрудничество с местными громадами. Все больше агропроизводителей стали выделять такое взаимодействие в отдельное направление своей деятельности и наполнять его новыми смыслами. В частности, по такому пути сейчас идут "Астарта", "Кернел", "Континентал Фармерз Груп", МХП и другие. А критериями отбора проектов для включения их в планы КСО у ведущих игроков аграрного рынка являются продолжительность партнерства по таким проектам, конкретность и осязаемость результатов по ним, степень вовлеченности громад и населения в проекты.
"Программа устойчивого развития "Кернел" соответствует запросу громад в регионах присутствия компании. Многолетний опыт сотрудничества с местными громадами, регулярная коммуникация с ними и местной властью помогают нам определять актуальные проблемы и потребности в каждом населенном пункте. Нам важно, чтобы реализованные проекты не были сиюминутными улучшениями, а имели пролонгированный эффект для громад", — отмечает руководитель департамента коммуникаций, PR и GR компании "Кернел"Оксана Коваль.
Содержание программ по взаимодействию с громадами у компаний самое разное, но степень общности достаточно высокая. Обычно под партнерством с громадами имеется в виду содействие в реализации социальных запросов администраций громад по развитию инфраструктуры населенных пунктов, учреждений образования и культуры, спортивной жизни, адресная помощь местному населению, арендодателям земли и многое другое.
Среди разнообразия направлений сотрудничества с громадами выделяются те, по которым просматриваются не только социальные аспекты, но и финансовые интересы как минимум одной из сторон. При этом наиболее перспективными форматами партнерства эксперты считают такие, которые предполагают финансирование проекта с обеих сторон. Весьма востребованной формой подобного партнерства в последнее время становятся местные кооперативы, коммунальные предприятия, клубы сельхозпроизводителей и т. п.
"Наибольшая ценность для нас — качественные партнерские отношения. Развитие возможно только при наличии искреннего желания изменить жизнь своей громады к лучшему. Чем больше таких партнерств, тем лучше и для региона, и для всей страны. Поэтому мы стремимся поддерживать местных предпринимателей", — поясняет позицию холдинга МХП директор БФ "МХП — Громаде"Татьяна Волоча й. Кстати, количественные показатели деятельности этого фонда весьма красноречивы. Его социальными проектами в 2020 году были охвачены 700 населенных пунктов и 500 партнерских организаций. В эти проекты было инвестировано более 200 млн грн.
Ценный опыт в развитии кооперативного движения в территориальных громадах уже имеют такие компании, как "Кернел" и "Континентал Фармерз Груп". "Кернел" активно поддерживает деятельность заготовительных кооперативов. "В регионах много семей, которые хотят получать дополнительный заработок, не выезжая за пределы родного села. Вариант занятости и заработка для них — сбор лекарственных трав, которые в дальнейшем сдают на переработку производителю. Аналогично с лесными или культивированными ягодами. В этом мы тоже помогаем. Так, прошлой осенью компания организовала в Хмельницкой области централизованную сдачу собранной бузины, взяв на себя вопросы логистики", — рассказывает Оксана Коваль.
"Континентал Фармерз Груп" поддерживает развитие кооперативов в пчеловодстве, ягодоводстве, заготовке молока и других сферах. Компания уже помогла создать более 30 кооперативов. Только за прошлый год она инвестировала в кооперативное движение 598 тыс. грн, 68% из которых пришлись на Тернопольскую область. Развитие кооперативного движения — одна из приоритетных социальных инициатив, отмечают в компании.
В связи с предстоящим открытием рынка земли с середины нынешнего года крайне важным становится дальнейшее развитие партнерских отношений с арендодателями. Это отмечают как крупные агрохолдинги, так и компании, располагающие меньшим земельным банком, в частности "ПриватАгро", Vitagro, "Укрпроминвест-Агро". "Заботиться о благополучии арендодателей и честно выполнять обязательства перед стейкхолдерами — аксиома деятельности МХП. Еще до разговоров о рынке земли холдинг реализовывал множество социальных программ для жителей населенных пунктов, где есть мощности МХП", — говорит Татьяна Волочай. Конечно, удачные социальные проекты позитивно сказываются на взаимоотношениях аграриев с арендодателями. Кстати, уровень лояльности последних компании обычно оценивают с помощью опросов и контролируют по показателям своих земельных банков.
Большую роль в развитии территорий имеют также инвестиции агрокомпаний в бизнес по всей Украине и налоговые отчисления в бюджеты разных уровней. В компании "Нибулон", в частности, отмечают: "За почти 30-летнюю историю компания инвестировала в страну более $2,3 млрд. Мы один из самых крупных плательщиков налогов страны, и это прежде всего социальная ответственность бизнеса". Кроме того, огромное количество сельхозпроизводителей могут сэкономить немало средств, воспользовавшись максимально приближенной к ним крупной сетью перегрузочных терминалов и элеваторов "Нибулона", а высвободившиеся ресурсы инвестировать в развитие своих предприятий, считают в "Нибулоне".
Наиболее продвинутые представители украинского АПК уже выходят на следующий уровень партнерства с громадами и местными предпринимателями. Так, "Кернел" запустил проект выгодного партнерства для сельхозпроизводителей, с которыми работает уже много лет. В рамках программы Open Agribusiness компания помогает технологиями и ресурсами, а фермеры в итоге на 20-40%, как утверждают в "Кернел", повышают урожайность своих сельхозкультур. За счет расширения действия программы на мелких фермеров "Кернел" в 2020 финансовом году, согласно отчету за этот период, увеличил земельный банк проекта на 32 тыс. га. Выгода обоюдная, вариант партнерства рабочий.
Успехи социального движения в украинском АПК уже замечают международные доноры. Так, агропромхолдинг "Астарта" в партнерстве с посольством Швейцарии и компанией ErnstandYoung реализует проект по устойчивому социально-экономическому развитию Волочисской ОТГ "Smart-импульс для громад". А проектом для начинающих предпринимателей "Село. Шаги к развитию" фонда "МХП — Громаде" в 2020 году заинтересовался ПРООН в Украине. Более того, на нынешний год, равно как и на последующие, фонд имеет план по построению глобального партнерства, заявляет Татьяна Волочай.
Отдельным вектором в социальном партнерстве с громадами с прошлого года стало медицинское направление. И в первую очередь помощь местному населению в борьбе с COVID-19. Вклад представителей агробизнеса в сдерживание пандемии и сохранение здоровья населения неоценимый и многогранный. Эта сфера партнерства достойна отдельной главы. Сухая цифровая сводка тоже весьма показательна. Компания "Нибулон" на борьбу с COVID-19 направила 100 млн грн, что эквивалентно 10 бюджетам развития медицинской сферы Николаева. "Кернел" только за прошлый год выделил на борьбу с пандемией 150 млн грн. Суммарный вклад МХП в борьбу с коронавирусом превысил 85 млн грн.
5 крупнейших налогоплательщиков в АПК за 2020 год
В 2020 году в МХП реализовали проекты возобновления плодородия почв и "виртуальных энергетик" по использованию технологий искусственного интеллекта в трейдинге электроэнергии. Компания начала строительство еще одного маслопрессового завода. В прошлом году МХП трансформировался из сырьевой компании в кулинарную, запустив три новых формата: магазины "Мясомаркет", стритфуд Döner Market и гастростудию "Секреты шефа". В 2021-м агрохолдинг запустил R&D-лабораторию и готовится к запуску R&D-центра. Также внедряет систему SAP.
В прошлом году "Кернел" продал 50% доли в зерновом терминале "Тамань" (Россия), таким образом закончив выход из российских активов. Также компания приобрела контроль над маслоэкстракционным заводом "Эллада" в Кропивницком за $45 млн. Агрохолдинг запустил три когенерационные установки по производству электроэнергии из возобновляемых источников — шелухи подсолнечника. Еще три установки будут построены до конца 2021 года. Общие инвестиции в проект составят около $169 млн.
Финансовые показатели агропромхолдинга за 2020 год стали лучшими за последние три года. Компания заняла третье место среди 89 мировых аграрных компаний в рейтинге рисков в сфере экологии, социальной политики и корпоративного управления (ESG) от международного рейтингового агентства Sustainalytics. "Астарта" также была награждена за лидерство в энергетическом менеджменте Energy Management Leadership Awards. В прошлом году компания прошла сертификацию производителя органической продукции и получила первый урожай органических зерновых и масличных культур.
Компания продолжает реализацию масштабного проекта по возрождению судоходных транспортных артерий. Летом прошлого года "Нибулон" построил свой первый речной перегрузочный терминал в Днепропетровской области (с. Марьянское) мощностью 76 тыс. т единовременного хранения зерновых. Общий объем инвестиций в проект составил $23 млн. Также компания реализовала целый ряд социально ориентированных проектов общей стоимостью более 11 млн грн.
За 2020 год компания увеличила отчисления в бюджеты всех уровней на 253,2 млн грн в сравнении с 2019-м. На социальную поддержку громад, с которыми агрохолдинг сотрудничает на территории пяти областей Западной Украины, компания направила 30,8 млн грн. В "Континентал Фармерз Груп" продолжают развитие кооперации: на приобретение оборудования для кооперативов и организацию учебных мероприятий для их участников агрохолдинг выделил 698 тыс. грн.