НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Как "АВК" отвоевывает рынок после потери основных мощностей на Донбассе

Где кондитерская компания "АВК" производит сладости после потери фабрик на Донбассе, куда экспортирует и будет ли отдавать старые долги
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

2014 год стал переломным для украинской кондитерской отрасли. Две из трех компаний-лидеров рынка ("АВК" и "Конти") потеряли доступ к основным производственным мощностям. Компания "АВК", в частности, в 2014 году прекратила производство продукции в Луганске и Донецке. Фабрика в Донецке, к слову, была ключевым производственным активом компании. Чем сейчас живет "АВК", как отвоевывает утраченные позиции на внутреннем рынке и как ищет новых покупателей на внешних, рассказали собственник компании Владимир Авраменко и исполнительный директор Роман Бабец.

Об утраченных мощностях

На начало 2014 года производственные мощности "АВК" составляли порядка 150 тыс. тонн. Потеря российского рынка и начало боевых действий на Донбассе крайне негативно повлияли на работу компании, ведь это были ключевые рынки сбыта. На российском рынке шоколадной продукции компания занимала 7%, ежегодно поставляла порядка 50 тыс. тонн сладостей.

После потери фабрик в Донецке и Луганске основным производственным активом стала кондитерская фабрика в Днепре. "Мы потеряли 70% производственных мощностей", — вспоминает Владимир Авраменко.

Собственник утверждает, что на данный момент не имеет никакого отношения к производству продукции на фабриках на неподконтрольной Украине территории. По его словам, топ-менеджмент вынужден был в экстренном режиме покидать предприятия, на которых оставались запасы сырья, упаковки, готовой продукции. "Я не был в Донецке три года. Там осталось все — оборудование, сырье. На складах только фантиков оставалось на 18 млн грн", — говорит Авраменко.

Компания вынуждена была адаптировать мощности в Днепре, дабы производить более широкий ассортимент продукции. В 2016 году в новые производственные линии было инвестировано 150 млн грн.

О расширении производственных площадок

По словам Романа Бабца, порядка 10% от общих объемов "АВК" производится на мощностях других производителей. "АВК" производит отдельные позиции на Ровенской и Полтавской кондитерских фабриках. Круассаны производятся под Киевом на мощностях фабрики "Дольче Вита". Желейная продукция изготовляется в Чехии и импортируется в Украину. "Еще с одной фабрикой мы сейчас ведем переговоры", — продолжает исполнительный директор.

Об экспорте

Потеря российского рынка заставила компанию диверсифицировать экспортные поставки. Если в 2013 году продукция компании была представлена на 20 рынках, то в 2016 году — более, чем на 50. "Мы меняем подход к экспорту — адаптируем продукцию к потребностям конкретных рынков, меняем упаковку и рецептуру. Мы вышли за пределы "этнических" магазинов, где продавалась продукция для тех, кто ностальгирует за родиной", — рассказывает Авраменко.

"АВК" делает ставку на продвижение на рынке ЕС, в первую очередь в Германии, и в арабских странах. На данный момент компания сертифицирует свою продукцию для начала поставок в Иран. "За три года мы нарастили экспорт в ЕС и в арабские страны в два раза", — говорит Авраменко.

Закрытие российского рынка негативно сказалось на продвижении продукции и в среднеазиатских странах бывшего Советского Союза, ведь транзит через территорию России закрыт. "Поставляем продукцию двумя морями — Черным и Каспийским. Это в два раза дольше по времени и в три раза дороже. Мы не ушли не из одного рынка, однако конкурировать на них нам стало сложнее из-за того роста цен вследствие удорожания логистики", — говорит Роман Бабец.

О кофе

В 2016 году компания вышла в новую для себя категорию — кофе. Продукция под ТМ Baristi производится в Европе — в Германии и Испании. Компания намерена расширять ассортимент. "Мы работали над этим проектом несколько лет, в этом году стартовали. По оценкам компании Nielsen, доля ТМ Baristi составляет порядка 1,5% рынка, до конца года планируем выйти на 3%", — говорит Авраменко. По его словам, в Украине отсутствуют производственные площадки, где можно было производить кофе, поэтому и были выбраны европейские производители.

О долгах

Долговая нагрузка группы "АВК" (ЧАО "АВК") в начале 2014 года составляла порядка $160 млн. По словам Авраменко, около $80 млн составляла задолженность перед российским Сбербанком, $60 млн — Проминвестбанком, еще $15 млн — Райффайзен Банком и незначительная сумма — перед ВБР.

После ухода с Донбасса группа зарегистрировала оставшиеся активы и торговые марки на ООО "АВК Конфекшинери".

"Кредиты давали под залог оборудования фабрик. Наша бизнес-модель полностью разрушена, российский рынок закрыт, фабрики мы потеряли. Мы готовы взять на себя часть долгов ЧАО "АВК". Сейчас ведутся переговоры с кредиторами. Пусть забирают залог", — уточняет Авраменко.

По словам Романа Бабца, на данный момент "АВК" развивается без привлечения кредитных ресурсов.

О кондитерском рынке

В "АВК" ожидают, что в 2016 году на рынке наступит стабилизация и объемы производства кондитерки в Украине прекратят падать. Большие надежды кондитеры возлагают на 4 квартал, традиционно "горячий" сезон для производителей вкусняшек. "Если не будет форс-мажора, то в 4 квартале мы увеличим объемы производства на 20-30% по сравнению с прошлым годом", — говорит он.

Согласно данным Госстата, за 8 месяцев 2016 года компания произвела 29 тыс. тонн кондитерских изделий. До конца 2016 года "АВК" рассчитывает выйти на показатель продаж в 50 тыс. тонн.