Как будут работать новые правила регистрации недвижимости

Наталия Гайдай, юрист юридической фирмы "Антика", об изменениях в правилах регистрации недвижимости, которые вступили в силу 12 февраля

Вопрос регистрации имущественных прав на недвижимое имущество регулируется законом Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений" (далее — "Закон о регистрации"), постановлением Кабинета министров "Об утверждении порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений и порядком предоставления информации из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество" от 22.06.2011 №703 (далее — "Постановление №703") и другими нормативно-правовыми актами.

С 01.01.2014 года вступили в силу изменения ст.15 "Закона о регистрации", согласно которым изменились сроки государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество. Напомним, что ранее государственная регистрация прав проводилась в срок, не превышающий 14 рабочих с момента поступления заявления о регистрации и необходимых документов, государственная регистрация ипотек — в срок, который не превышал 1 рабочего дня, рассмотрение заявления о регистрации обременений и принятие решения о такой регистрации проводилось в день поступления заявления и необходимых документов. Отныне государственная регистрация прав проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления в орган государственной регистрации прав заявления и необходимых документов, государственная регистрация права собственности на предприятие как единый имущественный комплекс и в случае, если ей предшествует выдача свидетельства о праве собственности, — в срок, не превышающий 14 рабочих дней.

С 12.02.2014 "Постановление №703" теряет силу в связи со вступлением в силу постановления Кабинета министров №868 "Об утверждении порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений и порядка предоставления информации из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество" от 17.10.2013 (далее — "Постановление №868").

Со вступлением в силу "Постановления №868" у заявителя помимо ныне существующей возможность подачи документов в регистрационную службу появился альтернативный вариант отправки почтой или курьерской службой документов, необходимых для регистрации.

Важным нововведением является то, что в случае отсутствия информации в Государственном реестре прав можно будет использовать информацию из реестров, действовавших до 01.01.2013. В соответствии с ранее действующим "Постановлением №703" процедура получения извлечения из Государственного реестра прав в отношении объектов недвижимости, информация о которых содержалась в Реестре прав собственности, Едином реестре запретов отчуждения объектов недвижимого имущества и/или Государственном реестре ипотек, выглядела следующим образом: заявитель подавал заявление о выдаче извлечения и иные документы государственному регистратору; государственный регистратор выдавал извлечение с решением об отказе в предоставлении информации по причинам ее отсутствия в Государственном реестре прав и рекомендовал заявителю обратиться в органы государственной регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прав; заявитель подавал государственному регистратору заявление о регистрации прав, о выдаче извлечения, а также иные необходимые документы; государственный регистратор осуществлял регистрацию и выдавал извлечение. Таким образом, длительная процедура "переноса" информации из предыдущих реестров по сути была возложена "на плечи" правообладателей. "Постановление №868" решило эту проблему, которая являлась неоправданным препятствием для правообладателей на рынке оборота недвижимости. Отныне в случае наличия информации в ранее действовавших реестрах государственный регистратор оформляет информационную справку в двух экземплярах, один из которых прилагает к учетному делу, а второй — к извлечению или информационной справке. В случае наличия записей на бумажном носителе (реестровые книги и регистрационные дела) регистратор оформляет выписки из такого носителя в двух экземплярах, один из которых прилагает к учетному делу, а второй — к извлечению или информационной справке из Государственного реестра прав в срок, не превышающий 3-х рабочих дней с момента получения заявления (запроса).

Также "Постановлением №868" значительно упрощен порядок получения свидетельства о праве собственности на смену утерянных, поврежденных, испорченных правоустанавливающих документов. "Постановление №703" не содержало прямой нормы, на основании которой в таком случае можно было зарегистрировать право собственности и выдать правоустанавливающий документ. Отныне такой пробел заполнен. Пункт 45 "Постановления №868" содержит исчерпывающий перечень документов, который подается для проведения государственной регистрации права постоянного пользования земельным участком, регистрация которого проведена до 1 января 2013 года, в связи с утратой, повреждением или порчей государственного акта на право постоянного пользования земельным участком. Пункт 48 "Постановления №868" включает в себя исчерпывающий перечень документов, которые подаются для проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, регистрация которого проведена до 1 января 2013 года, в связи с утратой, повреждением или порчей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного органом местного самоуправления или местной госадминистрацией, государственного акта о праве частной собственности на землю, государственного акта о праве собственности на землю, государственного акта о праве собственности на земельный участок.

"Постановлением №868" урегулирована процедура регистрации права государственной или коммунальной собственности с выдачей свидетельства на объект государственной или коммунальной собственности, строительство которого завершилось и право собственности на который не зарегистрировано до 1 января 2013 года, при отсутствии документа, подтверждающего возникновение права государственной или коммунальной собственности.

Что касается регистрации права собственности, то основные изменения коснулись первичных правоприобретателей, в то время как процедура регистрации для вторичных правоприобретателей существенно не изменилась. При первичной регистрации права собственности на объект, строительство которого осуществлялось с привлечением средств физических и юридических лиц, или же в результате деятельности кооператива, заявителем (заинтересованным лицом) является инвестор (лицо, которое приобрело имущественные права) или член кооператива. Если завершение строительства и государственная регистрация прав на такие объекты осуществляется после 01.01.2013 года — заявителем является заказчик строительства или, соответственно, кооператив. Для каждого заявителя в таком случае "Постановлением №868" четко установлен "усовершенствованный" перечень документов (например, если заявителем является инвестор, то четко установлено, что подаются заверенные заказчиком строительства копии документа, удостоверяющего права на земельный участок, в случае реконструкции — права на объект до реконструкции, о принятии объекта в эксплуатацию, о присвоении объекту адреса). При регистрации права собственности член кооператива подает справку кооператива о членстве и об оплате членского взноса в полном объеме, технический паспорт (список членов кооператива, документы на землю, о принятии в эксплуатацию, о присвоении адреса подавать не надо). Кроме того, для индивидуальных (усадебных) жилых домов, садового, дачного домика, хозяйственного (приусадебного) здания и сооружения, пристройки к ним, построенных до 5 августа 1992 года, документов, удостоверяющим принятие в эксплуатацию, является технический паспорт. Также при регистрации в связи с переводом объекта с жилого в нежилой отныне не нужно подавать решение компетентного органа о таком переведении.

Таким образом, изменения в процедуре регистрации должны упростить как порядок регистрации права собственности для первичных правоприобретателей, порядок получения правоустанавливающих документов, а также процедуру получения извлечения из государственного реестра прав.