Как искусственный интеллект изменил бизнес за последние 10 лет

Искусственный интеллект — уже не футуристическая фантазия, а объективная реальность. Как AI-технологии меняют мир бизнеса?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Для большинства украинских бизнесов искусственный интеллект — утопичная технология, которая возможна где-то за океаном, но точно не в нашей стране. Чтобы понять, насколько ИИ возможен и близок для самого "обычного" бизнеса, расскажу историю из блога Google Cloud Platform.

В Японии на домашней огуречной ферме искусственный интеллект избавил пожилую хозяйку от ежедневного монотонного труда. Огурцы на этой ферме сортируют на девять видов, в зависимости от размера, формы, наличия пупырышков и цвета. 

Формально описать каждый вид, чтобы нанять временных помощников, довольно сложно. Сортировщика можно обучить только в процессе, посадив его рядом с человеком, чтобы он несколько месяцев учился узнавать вид овоща по совокупности признаков. А потом еще примерно полгода он неизбежно будет совершать ошибки при сортировке.

Проблема была решена при помощи простейшего дешевого "железа" (Arduino Micro и Raspberry Pi 3) и без убытков для бизнеса. Нейронную сеть в облаке на большом количестве фотографий обучили распознавать тип огурца и сталкивать плоды с конвейера в соответствующую корзину. Собрал и запрограммировал систему сын семейства самостоятельно.

Этот пример отлично иллюстрирует принцип развития технологий, который называется "Правило Hello Kitty". Принцип можно объяснить так: технологию, которая десять лет назад стоила как полбюджета небольшого государства, сегодня можно найти на кассе в упаковке с логотипом Hello Kitty. Это правило иллюстрирует, например, доступность компьютерной памяти. Относительно недавно 5 мегабайт занимали целую комнату, и позволить себе такую роскошь могли только серьезные институты и Пентагон, а сегодня 64-гигабайтную флешку мы покупаем, выходя из салона мобильного оператора.

Искусственный интеллект становится таким же общедоступным благом как, например, электричество. Необязательно знать, что такое электрический ток и каким образом он приводит в движение двигатель стиральной машины, достаточно просто включить прибор в розетку, чтобы пользоваться. Алгоритмы ИИ часто находятся в открытом доступе и могут быть использованы для решения различных задач бизнеса. Приведу несколько примеров, как технологии AI уже сейчас меняют наш мир.

Бизнес без языковых барьеров

В 2014 году публике был представлен Skype Translator, который обещает стереть языковые барьеры в общении. Синхронный переводчик использует технологию искусственного интеллекта, переводя речь не дословно, а используя смысловые кластеры. Например, ИИ-переводчик по контексту понимает разницу между "каменным замком" и "амбарным замком".

В будущем искусственный интеллект сможет переводить идиомы, а также выражения, основанные на культурных особенностях.

Сегодня Skype синхронно переводит с восьми языков в голосовом режиме и с пятидесяти в текстовом. Представьте себе, какие возможности для ведения международного бизнеса открывает синхронный смысловой перевод! Это кардинально изменит нашу повседневную и деловую жизнь.

Персонализация всего в digital

Думаю, недолго осталось до того дня, когда статический (одинаковый для всех пользователей) сайт будет моветоном. Вдумайтесь, ведь реклама, которую нам показывают, персонализирована, контент на многих ресурсах подбирается в соответствии с предпочтениями пользователя, публикации в социальных сетях фильтруются согласно интересам. Так почему же сайты все еще статичны?

Судя по тенденции, скоро под предпочтения пользователя будут динамически меняться карточки товара, списки рекомендуемых покупок, вид обратной связи с магазином и даже цены. Поисковые системы, социальные сети и смартфоны знают о нас очень много, и вскоре эта информация будет помогать бизнесу продавать больше и быстрее.

Сегментирование целевой аудитории станет ненужным

Разбивать аудиторию покупателей на сегменты необходимо, когда единственное маркетинговое сообщение сочиняет маркетолог-человек и когда у бизнеса нет возможности проанализировать предпочтения каждого клиента.

Сейчас мы переходим в эру, когда рекламу создает машина, и машина же решает, какому пользователю, когда и где эту рекламу показать.

Принято считать, что человеческий мозг может одновременно обрабатывать от 3 до 7 абстракций. То есть маркетологу удобно оперировать таким количеством сегментов. Машина же может оперировать данными сотен миллионов конкретных пользователей. Когда за дело берется робот, таргетинг и создание рекламного сообщения происходит на уровне конкретного пользователя. Так уже работают стриминговые сервисы, так работают рекомендации YouTube.

Это большой шаг для бизнеса, ведь совсем скоро не нужно будет заниматься изучением культурных особенностей какого-то рынка. Будет все равно, где запускать, скажем, контентный сервис — в Бразилии, в Китае или во Франции. Отображаемый контент подстроится под интересы конкретного пользователя.

Контент создает машина

Как сообщал Business Insider, в 2017 году японское рекламное агентство McCann представило первого в мире робота креативного директора, в чьи обязанности входит создание видеороликов для рекламы на ТВ. При создании робота сотрудники агентства разложили процесс создания ролика по кирпичикам и обучили нейронную сеть на видео-победителях фестивалей рекламы.

Затем провели состязание между человеком и AI в создании рекламы ментоловых конфет. Оба ролика оценивало экспертное жюри, члены которого не знали о том, что одним из авторов является машина. Победил ролик, созданный искусственным интеллектом. В целях сохранения психики читателей ни один из японских шедевров рекламы приводить не буду.

ИИ с нами давно и, кажется, уже навсегда

Важно понимать, что искусственный интеллект появился не только что: мы наблюдаем уже третий виток развития технологии. Первая волна бума ИИ происходила в 50–60-е годы, во времена активного развития космических программ. Однако на существующей в то время теоретической и технической базе развитие было ограничено, и интерес спал. Следующая волна разработок прошла в 80-х, параллельно с развитием робототехники. В это время появились промышленные роботы и роботизированные заводы, которые управляются удаленно оператором. Никого уже не удивишь тем, что автомобили Volkswagen собираются роботами без участия людей.

Третья волна происходит прямо сейчас.

Ученые пытаются сымитировать человеческое мышление. Точнее сказать, ИИ работает на базе своих специфичных алгоритмов, но решает сложные "человеческие" задачи. Четвертая промышленная революция — это как раз результат внедрения в бизнесах искусственного интеллекта и машинного обучения.

Машины теперь сами принимают решения и становятся непосредственными исполнителями операций. И каждому бизнесу нужно думать, как вовремя перестроиться к этому изменению.