Как мобильные технологии могут помочь ритейлу

Назар Грынык, основатель и директор LEAD9 Mobile Marketing, бизнесмен-инноватор, о маркетинге будущего для ритейлера

Сегодня, когда даже парковщики паркуют автомобили в руках с iPhone или Samsung Galaxy, игнорировать смартфонизацию населения — значит упустить важный тренд.

Согласно исследованиям, 80% владельцев гаджетов в Украине используют мобильный интернет для поиска товаров. Это значит, что потребитель готов к информированию о покупках, об ассортименте, акциях и т.п. Значительная часть людей готова совершать "умные" покупки и вовлекаться в игры, интерактив, если он сулит хоть какую-то выгоду. Об этом говорят цифры: только за лето более 12 млн украинцев приняло участие в SMS-акциях.

Так какие тенденции мобильных технологий затронут торговлю в ближайшие годы? Что уже популяризируется за рубежом?

Закодированное предложение

Мы все чаще встречаем эволюцию обычного штрих-кода — 2D-код, или в народе QR-код (Quick Response). Он появляется на упаковках товаров, плакатах, а иногда даже на визитках и аутдоре. Его преимущество — в большей на порядок вместительности информации: если в обычный штрих можно зашить лишь до 20 символов, то в QR — более 4 тыс.

Мобильные устройства умеют распознавать QR-код с помощью программы сканера и выдавать на экран закодированную в нем информацию (точно так же, как это делает кассовый сканер).

Таким образом, на продукте, промо-плакатах или витринах можно размещать QR-коды с линком на мобильную веб-страницу с дополнительной информацией о продукции, спецпредложения или купона.

Например, в Южной Корее пошли еще дальше: разместили виртуальный магазин с QR-кодами в метро.

Интерактивная этикетка и допреальность

Интерактивной рекламой никого не удивишь. Пришло время оживить товар на полках. Имея в руках мобильное устройство, потребитель запускает сканер, наводит камеру на продукт — и бам! — тот оживает у него в руках.

Дополненная реальность — это эмоциональный прием, присущий, казалось бы, только молодым брендам, тем не менее, особенность ее — в живой информированности, создании виртуальной этикетки с голосом, видео, мультипликацией и линком на промо-сайт продукта. А далее возможно личное спецпредложение в виде купона на скидку или подарок.

Fire! Нет Wi-фая!

Если мы понимаем, что очень скоро больше половины наших потребителей будут ходить (есть, спать…) с тачскрин-смартфонами, то нужно это использовать, предоставляя адаптированную под эти устройства коммуникацию. QR-коды расклеили, мобильную страницу с купоном прикрутили, даже аудиоанонс об этом в магазине разместили. Но грош цена всем нашим стараниям, если потребитель не сможет открыть сайт со смартфона из-за очень "быстрого" мобильного интернета. Поэтому нужен WiFi-доступ в магазине.

Создайте брендированные зоны, где WiFi будет предложен в отличном качестве, но прежде чем войти в сеть, пользователю показывается реклама промо-акций и других предложений ритейлера. И желательно, чтобы эта реклама была таргетирована под конкретного пользователя (зная уникальный заводской код его устройства, это возможно).

Карта бонусов в телефоне

Пожалуй, самая необходимая функция, которую следует вводить уже в ближайшее время. Если все вышеописанные услуги работают ситуативно, как отдельные промо-акции, то цифровая бонусная или дисконтная карта — это постоянный диалог с потребителем. Ведь ни один потребитель не выходит из дома без своего гаджета (а то и двух), а огромное количество пластиковых карт в портмоне, их забывание дома или потеря — все это создает определенные неудобства. Ведь намного комфортнее, когда есть мобильное приложение, которое будет находиться в телефоне, всегда под рукой, и хранить всю информацию о любимым магазине (а именно таким магазином можно стать, если предлагать потребителю не все подряд, а именно то, что нужно в определенном месте в определенное время).

Еще полтора года назад LEAD9 провел исследование, где выяснил "нужна ли мобильная карта потребителям", и 32% (к нашему удивлению — ведь тогда было в 2 раза меньше смартфонов) ответили, что такая штука им была бы полезной. А учитывая тот факт, что программа магазина с картой может еще и предлагать потребителю товары и услуги на базе предыдущего опыта использования карты, такая карта не просто полезна, но и необходима, ведь все меньше людей читает газеты и рассылки магазинов.

Уже два года подряд количество смартфонов в Украине растет по 100%, неумолимо наступает эра мобайла, и ритейлерам главное — не упустить момент, ведь точно кто-то окажется проворнее и инновационнее и переманит самых активных покупателей к себе более удобной и умной коммуникацией.