НБУ курс:

USD

41,99

-0,00

EUR

43,63

--0,01

Наличный курс:

USD

42,20

42,15

EUR

44,19

44,00

Как можно обойти утилизационный сбор на автомобили

В законе об утилизации транспортных средств есть несколько моментов, которые позволяют обойти его нормы и не платить утилизационный сбор

Эксперты проанализировали закон "Об утилизации транспортных средств", и обнаружили, что в нем имеются "окна", которые позволяют не платить утилизационный сбор (УС). Естественно, не всем, а только определенному кругу лиц и при определенных условиях. В то же время некоторые положения закона обязывают платить УС тех, кто не собирался этого делать, сообщает AUTO-Consulting.

Напомним, что с 1 сентября в Украине должны начать собирать экологический (утилизационный) налог с транспортных средств. Теоретически он должен уплачиваться только автомобильными импортерами при таможенной очистке автомобилей. А это значит, что авто, которые делают в Украине, не должны повыситься в цене. Соответственно, один из способов избежать уплаты УС — открыть хотя бы отверточную сборку авто — разрешения на подобный вид деятельности в Украине имеют чуть ли не три сотни компаний.

Но в законе все прописано так, что при желании заводам "Еврокар" по производству Skoda и КрАСЗ по сборке SsangYong и Geely тоже придется платить утилизационный сбор на общих основаниях, поскольку они де-факто не являются предприятиями полного цикла. Либо, как вариант, эти заводы могут пока ограничиться утвержденной правительством программой по созданию и модернизации производственных мощностей и рабочих мест.

Будут ли "ЗАЗ" и "Богдан" хотя бы частично закладывать утилизационный в стоимость своих авто, пока непонятно. Но формально они будут нести обязательства по утилизации своих авто в будущем.

Кроме того, в законе говорится, что УC будут брать "при ввозе, производстве, покупке транспортных средств и кузовов к ним, которые в дальнейшем подлежат утилизации". Вдобавок, в законе сказано, что объектом налогообложения является транспортное средство, изготовленное на территории Украины для продажи на внутреннем рынке. А значит, и авто, произведенные в Украине, тоже могут подорожать.

Не исключено, что в соответствии с законом утилизационный сбор придется платить и тем, кто будет покупать автомобили у частных лиц после 1 сентября. Поскольку в одной статье закона сказано, что при такой операции налог не взимают, а в другой статье того же закона объектом и базой налогообложения является транспортное средство, приобретенное у работников и членов семей иностранных представительств.

Зато не платить УС в соответствии с законом могут, помимо дипломатических представительств и консульств, международные организации, которые имеют иммунитет и привилегии, а также работники таких представительств, учреждений и организаций и члены их семей. Причем не определено, сколько "безналоговых" авто они могут иметь или приобрести.

Но это не весь контингент "неприкасаемых". Не платить УС можно, если автотранспорт ввозится не в таможенном режиме импорта. А, например, на время.

Не станут брать УС с автомобилей, которые реализуются для инвалидов и для детей-инвалидов. А также с транспортных средств специального назначения. Помимо скорой помощи и пожарных машин, это автомобили для нужд подразделений центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах гражданской защиты и спасательной службы.

Не платят УС те, кто ввозит в Украину оригинальный транспорт старше 30 лет. То есть на сегодняшний день это авто 1983 года и старше. Например, знаменитый и до сих пор популярный у нас Mercedes-Benz W126. Его уже можно зарегистрировать как антиквариат. Или, например, ВАЗ-2106 1983 года также уже котируется как антиквариат.

Не платить УС можно и за автомобили, которые ввозятся в Украину как гуманитарная помощь.

Есть еще шансы обойти УС и у простых граждан. Они могут приобрести автомобиль, который был импортирован в Украину до 1 сентября — даты вступления закона в силу. Эксперты ранее утверждали, что многие дилеры сумели создать склады "беспошлинных" авто. Но их должно хватить максимум на 2-3 месяца. Но эта норма открывает широкое поле для маневров. Так, вполне легально можно ввезти авто поагрегатно на старые документы.

Момент, который надо учесть: по информации ВААИД, реально заработать, то есть собирать деньги на УС, отслеживать его уплату, организовать центры по утилизации, операторы смогут не ранее 1 января 2014 года. В нынешней редакции — 1 сентября 2013 года. Но с этой даты смогут только начать брать деньги с импортеров.

По словам главы ВААИД Олега Назаренко, президенту Виктору Януковичу были направлены поправки и дополнения ВААИД, которые могут быть учтены. В частности, наиболее существенным изменением может стать отмена коэффициента, определяющего ставку утилизационного сбора. Она может быть единой, не зависящей от объема двигателя — 5,5 тыс. грн. Для дорогих авто это несущественное повышение цены. На сегодня размер утилизационного налога на новые легковые автомобили составляет от 4730 до 30250 грн в зависимости от объема двигателя.

Хотя изначально (для этого он и принимался) закон был направлен на утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств, а не новых, утилизировать которые предстоит минимум лет через 10.

Платят все

Еще один деликатный вопрос касается и импортеров, и производителей. В соответствии с законом, УС не платят те, кто создал утилизационные центры. На 1 сентября их не создал никто — времени было слишком мало, да и требования к ним слишком высоки. Только корпорация "Богдан" заявила о готовности вложить около $1 млн в создание производств по разборке и утилизации автомобиле — но это только заявление.

Пока мы знаем только о том, что сеть утилизационных центров с суммарной мощностью переработки в 150 тыс. авто в год создает по всей Украине на базе своих действующих сервис-центров Корпорация "УкрАвто". Пункты приема этой сети будут созданы в каждом населенном пункте с населением свыше 50 тыс. человек. Но это планы на будущее, а пока платить УС должны все — и импортеры, и производители.

А реально — плательщиками будут автомобилисты. Только не совсем понятно, когда надо будет платить и сколько. Непонятно, кто и когда признает, что автомобиль подлежит утилизации. А это "бомба" замедленного действия для всех автомобилистов. Ведь однажды кто-то попытается внести поправки в этот закон и, например, законодательно записать, что утилизации подлежат авто старше 30 лет. А если будет мало, то могут захотеть вписать и 20 лет. И тем самым создать загрузку утилизационным центрам и дополнительный поток клиентов в автосалоны. Подобные прецеденты в мире существуют.

Поэтому данный закон на самом деле намного масштабнее, чем просто дополнительный налог на автомобилистов. И все будет зависеть от поправок, которые к нему уже готовят. Но когда внесут поправки и какими они будут, сейчас еще никто не может сказать.