НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Как начать экспортировать органическую продукцию в Канаду

Как начать экспортировать органическую продукцию в Канаду
delo.ua собрало 6 советов экспертов и консультантов по международной торговле о том, как производителю органической продукции наладить экспорт в Канаду

Канада — один из мировых лидеров потребления органических продуктов — среднестатистический канадец готов потратить на нее около 150 канадских долларов в месяц, а рынок органических продуктов страны является пятым по объему в мире (в денежном выражении около 5,4 млрд канадских долларов).

Как пробиться на этот рынок, и какие "ниши" являются наиболее прибыльными для экспортера? 

Сегодня вопросы производства органической продукции как никогда на слуху у фермеров. С одной стороны, оно требует больше затрат на альтернативные методы обработки грунта и защиты растений в условиях ограниченного использования агрохимикатов, необходимости сертификации продукции. С другой стороны, от ее реализации можно получить значительно большую прибыль, чем от продажи конвенционных агропромышленных товаров. Именно поэтому количество производителей органики за последние 10 лет растет в геометрической прогрессии.

По состоянию на 2018 год в Украине зарегистрировано 550 операторов органического производства, 300 из которых являются сельхозпроизводителями, и в основном они ориентированы на внешние рынки. В сферу интересов украинских экспортеров попадает рынок Канады. Ведь благодаря действующему соглашению о зоне свободной торговли (вступило в силу в августе 2017 года), товарооборот между нашими странами значительно вырос.

Согласно данным первого вице-премьера Степана Кубива, экспорт украинских товаров в Канаду за прошлый год вырос на 74,4%, а за первую половину 2018 года — еще на 37,1%. Кроме того, канадские инвестиции с начала 2018 выросли на $ 47 млн, причем 31% из них направлен в промышленность. Тем не менее, как признают эксперты, канадский рынок довольно специфичен, и без правильной стратегии и тактики тут не обойтись.

Совет №1. Как изучить рынок

По состоянию на 2017 год, объем продаж органических продуктов в Канаде составил 4,2 млрд канадских долларов. Как уверяет эксперт по охране окружающей среды проекта технической помощи CUTIS Зоя Павленко, несмотря на то, что страна является крупным производителем органики, ее на рынке не хватает — например, по состоянию на 2016 год было импортировано 202 млн кг органических продуктов, общей стоимостью 637 млн канадских долларов Это больше, чем экспортировано из Канады, что указывает на дефицит и рыночную возможность для украинских производителей. Хотя по ряду органических позиций Канада является также экспортером.

Правительство Канады не сидит сложа руки и также пытается стимулировать внутреннее производство — в 2017 году в провинции Манитоба стартовали масштабные программы поддержки фермеров, поэтому со временем разрыв между спросом и предложением будет уменьшаться. "Сейчас довольно удачное время, чтобы начать экспорт на этот рынок. Однако стоит обратить внимание на ряд деталей", — советует эксперт. Так, любой сельскохозяйственный продукт, который называется органическим, регулируется Канадским агентством по контролю за пищевыми продуктами (CFIA). Важны требования к упаковке и маркировке органической продукции, ведь они могут отличаться как от украинских, так и европейских.

Совет №2. Продавать популярные позиции

Органические продукты питания и напитки составляют около 90% органической "корзины". В частности, свежие овощи и фрукты — 40%, напитки — 13%, молочные продукты, яйца — 12%, злаки, макароны, хлеб — 9%.

Следует отметить, что Канада стала одной из первых стран, в которых отслеживается именно органический экспорт и импорт. В частности, импорт отслеживается по 65 категориям в специализированной канадской таможенной системе, а экспорт — по 18. Если посмотреть статистику импорта, то среди топ-20 наиболее популярных органических продуктов можно увидеть органический кофе, бананы, землянику, зеленые салаты, томаты и томатную пасту, и т.д. Впрочем, это отнюдь не значит, что следует сосредоточиться на этих товарах.

Если вы сможете прорекламировать свой товар и максимально выгодно его представить, шанс есть практически у любого продукта. К примеру, выйти на рынок Канады удалось научно-производственному предприятию "Институт Текмаш", в частности известному в Украине благодаря производству органической ягодной пасты Liqberry. Им даже удалось продать в Канаду не только продукт, но и саму технологию переработки агропромышленного сырья.

"Канада находится далеко, но, если поставлять переработанные товары, для которых санитарные и фитосанитарные требования существенно ниже или иногда не применяются, это выгодно. С переработанным продуктом, имеющим больший срок годности, можно преодолеть логистическое ограничение — территориальную отдаленность Канады от Украины. Поэтому логично порекомендовать именно производителям органических продуктов переработки стартовать продажи на этом рынке. Наибольшей популярностью будут пользоваться украинские соки, кондитерская продукция, сушеные и замороженные овощи, соусы, растительные масла и снеки", — говорит Зоя Павленко.

Совет №3 Найти "своего" покупателя

Для того чтобы максимально эффективно выйти на канадский органический рынок, следует четко знать портрет своего потребителя. Согласно информации канадской торговой ассоциации (Canada Organic Trade Association (COTA)), это может быть, как мужчина, так и женщина (ведь закупками традиционно в Канаде занимаются оба члена семьи), достаточно молоды — 18-34 года, городской житель, наибольший интерес в органических продуктах проявляют жители провинций Британская Колумбия или Альберта. Хотя следует понимать, что они и не являются наиболее населенными, потому Квебек и Онтарио не следует сбрасывать со счетов. Как и в Украине, там есть определенная корреляция между уровнем достатка, образованностью и активностью на органическом рынке — люди с большим заработком, соответственно, больше знают о пользе органики и готовы за это платить. "Также семьи, имеющие детей с большей готовностью, отдают деньги за органические продукты, потому органическая еда и товары для детей — это перспективная ниша", — рекомендует Зоя Павленко.

Важно знать:

  1. Обязательным условием для всех экспортеров продуктов, заявленных как "органические" является органический сертификат, согласно канадскому стандарту (СOR).
  2. К органическим продуктам применяются обычные правила и условия, как и к остальным агропромышленным товарам. Для каждого товара — они свои. Детальные требования по каждому из продуктов прописаны в "Автоматизированной справочной системе импорта" (AIRS).

Совет №4 Позаботиться о документах

Что касается регулирования канадского органического рынка, то оно также существенно отличается от украинского и европейского. Канада имеет свои национальные органические стандарты. На сегодня отрасль руководствуется Положениями об органических товарах в Канаде (Canada Organic Regulations), которые были приняты еще в 2009 году.

Более подробные требования по производству и перечень разрешенных веществ приводят стандарты CAN/CGSB 32.310-2015 — Системы органического производства — Общие принципы и стандарты управления, и CAN/CGSB 32.311-2015 — Системы органического производства — Перечень разрешенных веществ. Однако на сегодняшний день в Канаде, как и у нас в Украине, происходит активная дерегуляция сектора агропроизводства и переработки. Буквально в июне этого года был опубликован новый регуляторный акт, объединяющий более 10 законодательных актов, и называется "Положения об безопасных пищевых продуктах для канадцев". В него также включены и органические продукты. А пересмотр указанных выше стандартов запланирован на 2020 год. Поэтому заинтересованным органическим производителям стоит держать руку на пульсе этих событий, ведь ситуация меняется достаточно динамично.

Совет №5 Обратить внимание на органические сертификаты

Директор сертификационной компании "Органик Стандарт" Сергей Галашевский рассказывает, что органические товары, продаваемые в Канаде, используют логотип Canada Organic (COR). В начале 2018 года "Органик стандарт" стал единственным в Украине органом, который получил право сертифицировать производителей для экспорта в Канаду. "Органическая сертификация, — это тот самый важный момент, который помогает предпринимателю поставлять свой продукт, а потребителю — уверенно его потреблять. Сертификация идентифицирует компанию, открывает доступ в определённый премиальный сегмент, позволяет продать дороже и выгодно заявить о себе.

Кроме того, сертифицироваться стало дешевле, ведь некоторые организации, в том числе и СUTIS, компенсируют половину стоимости процедуры", — сказал он. Органическая сертификация — добровольная процедура. Но если производитель называет свой товар органическим, то он обязан сертифицироваться. Иначе финансовых санкций за недобросовестную конкуренцию не избежать. Стандарт COR достаточно строгий в отношении переходного периода и возможности его ретроспективы.

Интересно, что канадский органический стандарт эквивалентный американскому (NOP). Поэтому если предприятие сертифицировано по стандарту NOP, он автоматически применим и признается в Канаде. И наоборот, канадская органическая сертификация признается в США. Между ЕС и Канадой тоже есть подобное соглашение о взаимном признании органических стандартов. Но там есть жесткая привязка к производству именно в ЕС и Канаде, соответственно. Поэтому украинским органическим товарам, сертифицированным по стандартам ЕС, все же придется проходить дополнительную органическую сертификацию для выхода на северноамериканский рынок. Это может быть как NOP, так и COR. Но COR дешевле, поэтому производителю выгодней получать его", — рекомендует Галашевский.

Он также обратил внимание на такой важный момент, как репутация в органическом производстве. "С одной стороны, производители, занимающиеся органическим производством, имеют лучший "имидж" на рынке и нередко лучшие экспортные возможности. С другой — в органическом производстве легче испортить репутацию. Один недобросовестный производитель способен испортить репутацию всему сектору", — уверен Галашевский.

Совет №6 "Пробивать" рынок

Отдельная, и достаточно проблемная тема — это санитарное и фитосанитарное регулирование в Канаде. Если вы используете для продукта приставку "органический", это вовсе не означает полную индульгенцию — к нему также применяется ряд строгих требований, которые можно проследить по автоматизированной системе ссылок Automated Import Reference System (AIRS). Она похожа на общеизвестный европейский Export Help Desk, но только фокусируется исключительно на пищевых продуктах и сельхозсырье.

Как отмечает Павленко, согласование отдельных санитарных и фитосанитарных норм и сертификатов между Канадой и Украиной по состоянию на ноябрь 2018 года сдвинулось только по курятине. Для всех остальных категорий подкарантинных товаров (например, говядина, свинина, яйца) — воз и ныне там. Продолжается запрет на ввоз в Канаду украинских круп и пшеницы, поскольку при импорте у одного из поставщиков в зерне были найдены вредители, и сразу были приняты меры пресечения.

"Если бизнес начнет проявлять заинтересованность в канадском рынке, то начнется сотрудничество по согласованию этих сертификатов между странами. Поэтому здесь нужна дополнительная коммуникация бизнеса с госорганами (в частности, Госпотребслужбой Украины). Производители сами должны проявлять инициативу, "пробивать" рынок, а не сидеть сложа руки", — рекомендует эксперт CUTIS.