Как отелю спастись в несезон?

Алена Лебедева, управляющий курортного комплекса "Аквамарин", как гостинице в Крыму выйти в плюс, работая зимой

Многие отели Крыма сталкиваются с проблемой "мертвого сезона", который наступает в конце осени и длится где-то до средины весны. Несмотря на то что это извечная головная боль отельного бизнеса, до сих пор далеко не все управленцы знают, как с ней справиться. Очевидный и при этом наименее целесообразный способ — это сократить все возможные расходы и тем самым перевести гостиницу в режим "зимовки". Некоторые идут на более радикальные меры и вовсе закрывают отели, пансионаты, дома отдыха и санатории. Опытный менеджер так бы никогда не поступил, ведь есть множество нехитрых способов удержать отель на плаву даже в "мертвый сезон". А при разумном управлении можно еще и выйти в плюс.

Секреты отеля, востребованного в любое время года, во многом связаны с инновациями и готовностью собственников идти на смелые и нестандартные решения. Это и создание новых туристических продуктов, и улучшение услуг, и освоение новых рынков, и применение цифровых технологий.

Итак, если мы говорим о зимнем периоде, то первый способ пережить его без потерь — это обратить внимание на определенный сегмент аудитории и попытаться работать именно для него. Существует три основные группы постояльцев отелей: бизнес-туристы, обычные путешественники и богачи, падкие на роскошь и диковинный сервис. Сегодня наблюдается устойчивая тенденция в сторону увеличения количества обычных путешественников, которые едут исключительно за отдыхом. Если раньше преобладала группа бизнес-туристов, то сейчас она составляет около 40% по сравнению с 60% обычных путешественников. Еще одна тенденция, которая проявляется более отчетливо — это так называемый туризм третьего возраста. Мы говорим о пожилых людях, которые располагают достаточным количеством свободного времени и готовы потратить его на поездки.

Исходя из этой информации подумайте о тех группах людей, интересы которых учитываются наименее всего. Если сделать акцент на индивидуальном подходе к их запросам, они могут стать вашими постоянными клиентами на долгое время. Из мировой практики отельного бизнеса можно почерпнуть несколько хороших примеров. Например, некоторые гостиницы работают по принципу "только для взрослых", который полностью отвергает идею семейного отдыха и обеспечивает покой для взрослой аудитории без шумной малышни.

За границей отели такого типа пользуются огромной популярностью. Некоторые принимают только совершеннолетних туристов, некоторые руководствуются более мягкой политикой: от 12, 14 или 16 лет.

Если же вы делаете акцент на семейном туризме как отдельном сегменте, то он также требует большого внимания. Например, гостиницы Trident бесплатно предоставляют номера для двоих детей. В отеле Fitzpatrick Hotel в Вашингтоне есть специальные номера для семей: комнаты оборудованы крошечной мебелью для кукол.

Говоря о туристах с особыми требованиями, нельзя не вспомнить отель в Германии Lasurus Hof. Он открыт для людей с ограниченными возможностями. Конечно, в связи с этим огромное внимание было уделено оборудованию гостиницы и персоналу, который подготовлен к работе с такими клиентами.

В "мертвый сезон" можно переориентироваться на сферу бизнес-туризма. К примеру, в Давосе есть гостиница, которая специализируется исключительно на обслуживании круглых столов, семинаров и конференций — отель Siminar-hotel. Некоторые отели сдают свои помещения большим компаниями для проведения конференций в несезон. Но к подобным мероприятиям нужно готовиться заранее: компании подыскивают подходящий отель в среднем за полгода. К несезону можно также приурочить пресс-туры для ваших партнеров: представителей туристических агентств, журналистов, составителей путеводителей и т.д. Это своеобразная инвестиция в будущее.

Вторая рекомендация в несезон состоит в том, чтобы делать ударение не на отельном бизнесе как таковом, а на его вторичных составляющих: ресторан, спа-салон, экскурсии и т.д. Во-первых, привлекая местных горожан или туристов, которые остановились в другом отеле, вы сможете компенсировать нехватку постояльцев. Во-вторых, если сейчас эти люди придут в отель ради ресторана или необычного развлечения, то более вероятно, что в следующий раз они захотят у вас остановится. В-третьих, отель будет позиционировать себя как комплекс услуг, а не лишь место для ночлега.

Говоря о необычных развлечениях, достаточно вспомнить несколько отелей в Европе, которые оборудовали площадки для обзора ночного неба. Потоки людей направляются в эти отели за тем, чтобы изучать звезды в настоящий обсерваториях.

Также можно сделать ставку на ресторан, который будет пользоваться успехом в любое время года. Идеи для вдохновения, опять же, черпайте у известных мировых брендов. Как бы очевидно это не звучало, но ваш ресторан должен быть уникальным: здесь трапеза может проходить в темноте, а обслуживать будут слепые официанты, как в O'Noir в Монреале, или дети, как Kinderkookkafe в Амстердаме. Red Sea Star Eilat в Израиле и Itha Rangali Island на Мальдивах — подводные рестораны. За ужином гости могут любоваться красотой подводного мира прямо через стекло. Чем не идея для Крыма?

Если такой подход радикальный или невыполнимый, можно добавить изюминку в меню или обслуживание. Так, американский ресторан Big Texan Steak Ranch Amarillo постоянно проводит акцию: тот, кто съест двухкилограммовый стейк с гарниром за час, будет освобожден от уплаты по счету. И вопреки тому, что с физиологической точки зрения это невозможно, желающие все равно идут в ресторан, чтобы попробовать свои силы, а по факту — заплатить кругленькую сумму. В ресторане Moments в отеле Mandarin Oriental в Барселоне есть необычное "антивозрастное меню". Его блюда замедляют процессы старения. И подобных идей множество.

Владельцы американского отеля Houstonian Hotel в городе Хьюстон превратили его в настоящую спортивную базу, куда туристы хлынут толпами в поисках физической нагрузки. Здесь можно заняться скалолазанием, арендовать снаряжение для любого вида спорта и нанять профессионального инструктора. В Малайзии же отель Cameron Highlands Hotel превратили в спа-деревню.

Если при вашем отеле работает бюро экскурсий, то попробуйте разнообразить предлагаемые туры. На интересные экскурсии потянутся даже местные жители, а не только заезжие в несезон туристы. Необычная бизнес-идея — это туры для "сов". Тур на несколько дней подстроен специально под режим людей, которые любят бодрствовать ночью, а днем отсыпаться. Все экскурсии начинаются не раньше полуночи. И наконец, последняя идея: управляющий отеля Leela Mumbai придумал велосипедные туры, в которые он отправляется вместе со своими постояльцами.

В-третьих, бороться с несезоном можно с помощью так называемого событийного туризма. Это достаточно новое направление, которое сочетает в себе традиционный отдых и большое мероприятие. Если на зимний период припадает не так много фестивалей, концертов и прочих развлекательных программ, то отели могут сами выступить инициаторами подобных мероприятий и таким образом привлекать гостей.

И напоследок, не стоит забывать о традиционных маркетинговых ходах, которые в несезон следует использовать с максимальной силой. Это могут быть скидки сезонных распродаж, скидки при условии предварительно бронирования, скидки для определенной группы туристов (семьи, молодожены и т.д.), дополнительные скидки и специальные предложения для постоянных клиентов. Также в несезон можно поэкспериментировать с купонами или сертификатами. Они распространяются по почте, через СМИ или напрямую клиентам и предоставляют право на скидку или дополнительную туристическую услугу.