- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Как правильно использовать спам для развития бизнеса
площадок, таргетинг, высокий CTR… Желание показать собственную крутизну и выстроить рекламную кампанию в интернете «как по книжкам» может разбиться о резолюцию генерального директора: «Найти более дешевые варианты!» Будьте проще. Выключите мозги и используйте массовую рассылку. Считаете спам неэтичным? Значит, вам просто не нужны продажи.
В условиях кризиса каста маркетологов превратилась в «расстрельный батальон» и первой приняла на себя удар рецессии. Маркетинговые бюджеты скукожились почти до нуля, но sales support никто не отменял. Стратегический маркетинг и долгосрочное планирование? Забудьте. Прежние правила уже не действуют. Откройте свой корпоративный или частный почтовый ящик на любом мэйл-хостинге, и вы обязательно увидите там несколько писем с неизвестного адреса. Они могут содержать предложение купить многоковшовый роторный экскаватор для добычи полезных ископаемых открытым способом, посетить сайт с «клубничкой» или приобрести запрещенные препараты. Это спам, или массовая рассылка рекламных сообщений адресатам, которые не выражали желания их получать. Ее осуществление оплатили ваши более сметливые и менее щепетильные коллеги или конкуренты.
Ветчина оптом и в розницу
Читайте также: 7 секретов эффективного совещания
Соединенные Штаты Спама
Читайте также: Как сделать рекламу в Интернет эффективной
Группа аналитиков компании TechRadar тоже не поверила представителям теневого интернет-бизнеса и провела собственное расследование. В ходе эксперимента, который длился почти месяц, «радаровцы» захватили ботнет Storm. Через сеть компьютеров-зомби, способных выполнять удаленные команды без ведома их владельцев, исследователи не только внесли чудовищный вклад в пополнение потока «мусорного» почтового трафика (за время опыта они отправили 350 млн (!) писем), но и получили обескураживающий результат: на письма откликнулось всего 28 человек. Впрочем, Storm – один из множества ботнетов в спамерской сети. Могут ли результаты столь скромной выборки быть релевантными – большой вопрос.
Читайте также: Как заниматься PR в Интернет
Несколько лет в спам-бизнесе позволили нашему собеседнику собрать неплохую статистику и нарисовать усредненный портреты типичных клиентов. «Примерно 10% заказов – частные лица с услугами, 10-20% - промышленные предприятия с рассылками по продаже оборудования стоимостью от 1 млн. рублей, 30% - недвижимость во всех ее проявлениях, - описывает круг заказчиков Vam-Pismo. – Остальные – это фирмы средней руки, туристические компании, мелкие строительные и ремонтные организации и т.д. Разброс по видам деятельности – от продаж автомобилей до проведения семинаров».
Под давлением кризиса
Часто реклама при помощи рассылок дает парадоксально высокие результаты, которые, тем не менее, могут больно ударить по самооценке маркетолога. Михаил Зуев с изрядной долей самоиронии рассказывает, как спам заставил его потерпеть фиаско на заре карьеры специалиста по интернет-рекламе. В конце 1990-х годов нынешний соучредитель «Корпорации РБС» консультировал одного крупного московского рантье, владельца нескольких десятков офисных зданий, инфраструктурных объектов и площадок под застройку. Задача была поставлена четко: распродать часть объектов. Медийная реклама на одном из старейших деловых сайтов Рунета обошлась в «несколько десятков тысяч долларов», дала какое-то количество контактов, но продаж не было ни одной. Тогда было принято решение использовать спам-рассылку. В течение четырех месяцев миссия была выполнена.
Читайте также: В кризис украинские рекламщики сделали ставку на интернет
Несколько миллионов за десять тысяч
В рассылках с пропагандой спама всячески подчеркивается доступность этого рекламного формата. Знакомый с ситуацией на рынке Михаил Зуев говорит, что один клиент в среднем покупает рассылок на $200-300. Vam-Pismo в целом подтверждает справедливость этой оценки. Цена начинается с отметки в 4 тыс. рублей, а «средний чек» колеблется в районе 10 тыс. рублей. На фоне «контекста» или «медийки» в интернете – деньги действительно небольшие. Анонимный собеседник объясняет экономику «аттракциона неслыханной щедрости» нежеланием допускать простоев «железа» и необходимостью загружать его полностью. «Я плачу за сервер и за хостинг. Ждать крупных, но единичных заказов - слишком большая роскошь. Лучше за неделю продать восемь рассылок за 4 тыс. рублей, чем одну за 12 тысяч», - говорит Vam-Pismo.
«Дом-2» из электронной почты
Читайте также: Интернет во время кризиса показывает рост
В отличие от коллеги, Михаил Зуев не склонен драматизировать ситуацию. По его мнению, спам-рассылки – полноценная часть интернет-биоценоза. Спам по степени своей навязчивости и глубине проникновение в сознание человека чем-то напоминает телевизионную «жвачку». И с тем, и с другим можно справиться, просто нажав кнопку.
«Я никогда не был спам-оператором и никому специально не советую бежать и заказывать спам-рассылки, - говорит топ-менеджер «Корпорации «РБС». – Но в общем и целом спам – это хорошо: с его помощью новые клиенты начинают осваивать интернет-рекламу, потом задумываются о создании собственного сайта, об оптимизации контента и о контекстной рекламе – иными словами, «переходят из младших классов в старшие». Для уже опытных интернет-маркетологов рассылки – скорее инструмент немедленного реагирования. Они помогают быстро продать что-либо. Назначение спама очень многие понимают. Именно поэтому я всегда читаю письма, которые скапливаются в папке «Нежелательная почта».
Фол последней надежды
• Требуйте страховки от технического сбоя. Профессиональный спам-оператор согласится на это без вопросов: как и в любом бизнесе, провайдерам массовых рассылок проще и выгоднее создать пул постоянных клиентов и работать с ними так долго, как это возможно. Уважающий себя спамер ведет логи рассылок и отслеживает доставку писем. Если что-то пойдет не так по техническим причинам, он за свой счет организует еще одну рассылку. В его интересах помочь клиенту продать как можно больше.
• Проверяйте валидность базы, по которой планируется массовая рассылка. Запросите логи - по ним процент «мертвых» адресов виден очень хорошо. Более объективная картина получится, если сравнить логи двух спам-операторов.
• Не работайте со спекулянтами. Как и на любом рынке, в спам-отрасли существуют любители легких денег, которые выкупают крупные пакеты спам-трафика и перепродают его конечным клиентам частями по завышенным ценам. Если для вас не соглашаются организовать тестовую рассылку или предоставить примерную статистику отдачи по тематикам, перед вами с большой степенью вероятности спекулянты.
• Никогда не ориентируйтесь на цену. Самая дорогая рассылка не обязательно будет самой лучшей. Принцип «Скупой платит дважды» тут не работает.
• Обращайте внимание на реквизиты, предоставляемые спам-оператором для оплаты его услуг. Одного только аккаунта виртуальных денег («ЯндексДеньги», WebMoney и т.д.) мало. Серьезные операторы принимают безналичную оплату на реальный расчетный счет.
• Указывайте в рассылке номер телефона вашей компании, ее торгового отдела или специалиста, который разбирается в продаваемом продукте. Номер телефона - жест уважения к клиенту. Сайт имеет свойство «падать» в самый неподходящий момент, у получателя может не оказаться возможности пройти по ссылке сразу, но телефон есть под рукой у каждого.
• Организуйте качественный прием входящих звонков. Учтите, что их количество может быть в несколько раз больше привычного.
• Обращайте внимание на наличие у спамера интеллекта. Как правило, это всегда легко определяется по ответному письму.
Что говорят практики
Читайте также: Как заработать на торговле акциями через Интернет
«Я никогда не покупал спам-рассылку и не рассматривал ее как серьезный маркетинговый инструмент. Главная причина – на такое продвижение будут реагировать только малообразованные и малоопытные люди, не являющиеся потребителями сферы высокоинтеллектуальных услуг, где я всегда работал. И потом, спам – это пошлость. А мне важно себя уважать, когда я что-то делаю.
В США спам-операторов много. Их основные заказчики – полукриминальные конторы и конторы, которые «разводят» отделы маркетинга и продают им решения по повышению кликабельности сайтов. И они же потом усиленно спамят, чтобы показать результаты своей работы. Результат, конечно, нулевой. Но народ продолжает «разводиться».
Читайте также в рубрике "Свой бизнес"
4 способа перехитрить конкурента
Как фирме получить выгоду из затишья на рынке
С чего начинать сокращение издержек
Чтобы грамотно управлять бизнесом, полезно знать
Где взять денег
Как выбрать кредит
Как получить кредит для бизнеса
Как взять кредит под залог автомобиля
Что делать с личными финансами
Во что вкладывать деньги обычному украинцу
Как забрать деньги из кредитного союза
Как подготовиться ко второй волне кризиса
Что будет с курсом валют
Гривня продолжит обесцениваться
Что будет с долларом до конца года
Эксперты назвали причины обвала гривны осенью