НБУ курс:

USD

41,24

--0,10

EUR

43,47

--0,48

Наличный курс:

USD

41,61

41,55

EUR

44,15

43,95

Как "Северстали" удается наращивать объемы продаж

За 5 лет украинская торговая "дочка" российской "Северстали" вышла на годовой уровень продаж металла почти в 100 тыс. тонн. В планах компании — удвоить этот объем в среднесрочной перспективе
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В пятницу, 7 сентября, представители компании "Северсталь-Украина" отчитались об итогах пятилетнего присутствия в металлотрейдинге нашей страны. С 2007 (выход на рынок) по 2011 год включительно уровень металлопродаж этой компании в Украине вырос с 5 до 97 тыс. тонн. В ее планах при этом значится увеличение объемов реализации металлопроката (с покрытиями и горячекатаного плоского) до 200 тыс. тонн к 2020 году и расширение сбытовой сети с трех до шести торговых площадок.

На данный момент украинская трейдерская компания российской металлургической группы Алексея Мордашова сбывает прокат с металлобаз в Днепропетровске (торговые площади размещены на территории завода "Днепрометиз", также принадлежащего "Северстали"), Киеве и Львове. Предварительные планы по расширению сбытовой сети компании, сообщил "Делу" генеральный директор ООО "Северсталь-Украина" Игорь Гуторов, предполагают открытие площадок еще в трех городах страны — Харькове, Одессе и Симферополе. Эти регионы, по его словам, отбирались по совокупности различных критериев: "Например, региональное потребление металлопроката, конкурентная среда, плотность населения".

Комментируя отчетные цифры украинского трейдера "Северстали", аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка отметил, что российская группа реализует на отечественном рынке горячекатаный стальной лист. Основными его потребителями являются трубные заводы (главным образом те, что принадлежат компании "Интерпайп" Виктора Пинчука), а также вагоностроительные предприятия. Поставки листовой стали в адрес этих групп потребителей во многом и обусловили пятилетний последовательный рост в объемах реализации металла российской группы в Украине.

В самой "Северстали" объясняют увеличение своих украинских продаж несколькими факторами, ведущая роль среди которых отводится неценовым методам привлечения клиента. "Мы расширяем предложение за счет тех видов металлопроката, которые или не производятся в Украине, или выпускаются в незначительном количестве. Например, в планах Череповецкого МК — освоение производства проката с матовым полимерным покрытием. Мы считаем — это интересный для рынка Украины продукт, особенно для западного региона страны. Перспективным представляется и продвижение легированных марок стали", — отметил Гуторов. К этому он добавил, что возглавляемая им компания с 2013 года намерена внедрять новые услуги по обработке реализуемого проката. (Предварительная сумма инвестиций в соответствующее оборудование — около 3 млн. долл.)

По оценкам Eavex Capital, в 2011 году "Северсталь" занимала около 6% украинского рынка горячекатаного листа. "С учетом ожидаемого увеличения уровня потребления данной продукции в Украине в долгосрочной перспективе — благодаря росту производства вагонов и труб — планы компании по наращиванию объемов реализации до 200 тыс. тонн в 2020 году выглядят, с нашей точки зрения, вполне реализуемыми", — говорит Дзвинка.

Аналитик отраслевого издательства "Металлика" Максим Рассоха соглашается: в принципе, компания способна выдержать намеченный уровень реализации своего проката. Причем кроме неценовых преимуществ (качественные характеристики предлагаемого продукта) возможности для этого он усматривает и в конкуренции по стоимости продуктов. "Уже сейчас расценки на листовой прокат от "Северстали", зачастую, выглядят более привлекательными, нежели ценовые уровни украинских металлургов. Так было не всегда. Но за последние два-три года на украинском рынке плоского проката произошел "фазовый переход". Еще недавно обладая вполне конкурентным характером, ныне он выглядит скорее монополизированным", — утверждает наш эксперт.

Этот свой тезис он обосновывает следующим образом: "Поглощение "Метинвестом" крупного производителя плоской металлопродукции — Мариупольского меткомбината им. Ильича, как и участие этого холдинга в смене собственников на МК "Запорожсталь", предоставили крупнейшей металлургической группе Украины дополнительные козыри при формировании внутренних цен на листовой прокат. В последние годы эти расценки выглядят несколько завышенными по сравнению с внешними ценовыми отметками на такую же металлопродукцию".

Представитель "Металлики" полагает, что "Северсталь" вполне может сыграть на данной ситуации, наращивая свое присутствие за счет предложения проката по более справедливым ценам. Другое дело, продолжает он, как это обстоятельство воспримет тот же "Метинвест" Рината Ахметова. "Хотя данный холдинг сейчас и удерживает расценки на высоком уровне, резервов для игры в демпинг на украинском рынке металла у него куда больше", — уверен Рассоха.

При всех планах российской группы по увеличению украинских металлопродаж не следует забывать и о довольно непростой ситуации для металлургического бизнеса, которая наблюдается с конца 2011 года. Конечно, в отличие от экспортных поставок стали, внутреннее потребление стального проката в Украине демонстрирует определенное увеличение, а импорт металлопродукции в страну — уверенный рост. За первые 7 месяцев текущего года, по информации маркетингового центра АО "УГМК", поставки зарубежного металлопроката на отечественный рынок повысились почти на 18% относительно аналогичного периода-2011.

Но эти позитивы внутреннего рынка пока не слишком отражаются на текущих продажах украинской металлотрейдерской компании "Северстали". Во всяком случае, уровень ее реализации в I полугодии-2012 — около 40 тыс. тонн листового проката (данные "Интерфакс-Украина") — не выглядит слишком обнадеживающим при соотнесении с "продажным" результатом за весь прошлый год — 96,62 тыс. тонн. С тем, чтобы просто повторить сбытовой итог прошлого года, компании "Северсталь-Украина" придется немало наверстывать во второй половине-2012.