НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Как технологии изменят рынок труда к 2030 году

Как технологии изменят рынок труда к 2030 году
Недавно Институт изучения будущего (Institute for the Future, IFTF) при поддержке Dell Technologies представил свой прогноз об изменениях на мировом рынке труда на ближайшие 10 лет, до 2030 года
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Базой для этого прогноза послужили, во-первых, исследования, проведенные совместно и/или при поддержке Dell Technologies, во-вторых, итоги экспертного семинара, проведенного в Силиконовой долине в ноябре 2018 года при участии 20 экспертов из разных стран мира. Искусственный интеллект (ИИ), дополненная реальность, интернет вещей, периферийные вычисления (Edge), облака (точнее, мультиоблачные среды, потому что обычно используется не одно, а несколько облаков) и мультимодальные интерфейсы уже изменили многие рабочие процессы и продолжат их менять. IFTF выделил три технологических сдвига, которые, с высокой вероятностью, произойдут в ближайшие 10 лет, и которые поспособствуют формированию более здоровой, справедливой и конкурентной рабочей среды: 1. Привлечение талантов, независимо от их пола, расы, происхождения, возраста и других характеристик, благодаря более справедливому отбору, который, в свою очередь, обеспечит партнерство людей и машин в процессе отбора. Подчеркну, что речь не идет о том, чтобы отдать на откуп машине (или боту) работу с людьми. Она будет помогать в расчетах, анализе тестов и прогнозов о том, как усилить команду, разработать стимулы для повышения мотивации и производительности. В подтверждение приведу данные опроса, проведенного среди бизнес-лидеров*: 67% из них планируют использовать технологии, чтобы устранить человеческие предрассудки в принятии решений и уравнять сотрудников в их правах и возможностях. 60% считают, что к 2030 году все сотрудники в той или иной степени освоят ИТ, поскольку это будет необходимо, чтобы сохранить конкурентоспособность. 2. Усиление компетенций благодаря технологиям и изменения рабочих процессов. Приведу пример: американская розничная сеть Walmart использует VR-гарнитуры, чтобы ознакомить новых сотрудников с магазином, проверить их на умение вести коммуникацию с разгневанными покупателями и на готовность занять руководящий пост. Это лишь один из очень многих кейсов применения дополненной и виртуальной реальности, а поле для них — огромно и разнообразно, и счет кейсов уже идет на тысячи и будет расти в будущем. Так, 86% менеджеров планируют или уже используют инновации для увеличения производительности труда. А 83% согласились с утверждением, что благодаря ИТ рабочие процессы меняются в лучшую сторону*. 3. Искусственный интеллект (ИИ). С ним связан целый ряд опасений, и одно из самых популярных — что ИИ лишит людей рабочих мест. Однако в IFTF полагают, и я разделяю это мнение, что он не заменит людей, а повысит продуктивность и улучшит работу с данными. На сегодня данные справедливо сравнивают с новой валютой, с капиталом. Тут важно уточнить, что свою ценность данные приобретают вследствие обработки для анализа и моделирования, а не просто как накопленное "сырье". Для этой обработки необходим ИИ, а алгоритмы для его работы закладывают… люди. То есть человек не выпадает из производственной цепочки. ИИ и другие "взрывные" технологии — это шанс повысить эффективность, что выгодно как работодателям, так и сотрудникам. Почти две трети бизнес-лидеров (70%) планируют задействовать машины и роботов на тех задачах, которые представляют угрозу для безопасности людей — например, в строительной или добывающей отраслях, или там, где люди менее эффективны. При этом 85% прогнозируют, что люди будут постоянно осваивать новые навыки для работы с инновациями*.   В то же время в IFTF отмечают, что на пути цифровизации будет немало барьеров. Для того чтобы их преодолеть, нужно будет решить целый ряд дилемм. Институт выделил три ключевые дилеммы: 1. Предвзятость к алгоритмам найма со стороны соискателей. Не стоит забывать, что процесс найма — обоюдный, и что соискатели хотят понимать, как именно используются их персональные данные, как и кем они интерпретируются, нет ли предвзятости, обеспечивается ли их защита на должном уровне? Это справедливые вопросы, и они касаются этики, корпоративной культуры и взаимного доверия. Кроме того, уже сформировался запрос на регулирование применения ИИ, люди хотят большей ясности в том, как применяются ИИ-инструменты. 44% бизнес-лидеров говорили об этом*. В то же время ошибочно было бы считать, что люди не доверяют технологиям. Напротив, они возлагают надежды на новые цифровые возможности: 67% ждут, что она поможет снизить предвзятость со стороны работодателей*. То есть опасения вызывают не технологии как таковые, а непрозрачность их использования. 2. Разрыв в навыках между поколениями. В последние годы технический прогресс идет быстрее, чем раньше, а инновации появляются чаще. Зачастую у работников элементарно не хватает времени, чтобы освоить все новшества. Поэтому тут опытный специалист может проигрывать новичку. В исследовании о поколении Z (пост-миллениалах), о котором писали в WoMo, говорилось об уверенности молодежи в своих технических навыках. Действительно, это поколение называют "цифровыми аборигенами" за раннее знакомство с гаджетами, почти с пеленок. В то же время пост-миллениалы готовы делиться знаниями и выступать в роли менторов для старших поколений. Поэтому это тот случай, когда от разнообразия (в данном случае — возрастного) выигрывают все участники.  3. Нормативная база. Перед регулирующими органами стоит задача адаптировать нормы и свою политику на трудовом рынке к требованиям времени, к тем изменениям, которые уже внес и продолжит вносить прогресс. В защите своих прав нуждаются как сотрудники, так и работодатели. С одной стороны, сотрудники чувствуют, что рискуют проиграть конкуренцию молодым поколениям, лучше освоившим новшества и поэтому демонстрирующим большую эффективность в ходе цифровой трансформации компании. С другой стороны, работодатели, требуя от своих работников технической компетентности, далеко не всегда готовы оказать помощь в ее освоении. По данным упомянутого исследования, 46% руководителей обучают своих сотрудников основам программирования и помогают освоить другие ИТ-технологии. Но тут есть позитивная динамика, так как в 2016 году лишь 27% работодателей обучали своих сотрудников*. При очевидности всех цифровых трендов нельзя сказать, что лишь IT-компетентность предопределяет успех сотрудника. Это не так, поскольку есть навыки и способности, которые будут остро востребованы в будущем. В исследовании "Взгляд в 2030 год" руководители высшего звена выделили ТОП-5 характеристик, которыми должны обладать успешные сотрудники в 2030 году**: - креативность, - логическое мышление, - эмоциональный интеллект, - техническая грамотность, - объективность, критическое мышление. Как видно из этого перечня, так называемые soft-skills и творческие способности занимают далеко не последнее место. Актуальны ли результаты данного исследования для Украины? Считаю, что да. Было бы лукавством не признать, что по целому ряду параметров, в том числе технологическим, мы серьезно отстаем от более развитых стран. Но нельзя не признать и того, что мы движемся в общемировом контексте, и глобальные тенденции оказывают на нас свое влияние.